Народный фронт решил отказаться от привычной модели проверки внутреннего рынка государственных заказов под названием «За честные закупки».
Появилась более эффективная структура: теперь все спецпроекты ОНФ, базы данных, схемы взаимодействия с населением и властями объединились в Бюро расследований ОНФ. Так удобнее контролировать реализацию нацпроектов, у которых есть конкретная географическая привязка. Идея гражданской экономической разведки вызревала в Народном фронте несколько лет и хорошо показала себя в ходе проекта «Город N», когда специалисты ОНФ выезжали в регионы по сигналу от активистов на местах.
На предмет нарушений по госконтрактам приходилось проверять не только конкретные объекты, но и целые экономические отрасли. Народный фронт не обладает ни полномочиями контролера, ни возможностями проведения полноценного следствия. Однако распознать и вывести в публичное поле факты вопиющих нарушений общественным активистам вполне по силам. Практика показывает, что без этого «мотиватора» национальная экономика работает с чудовищными перепробегами.
В последние годы к работе экспертов ОНФ все чаще подключаются органы ФАС и Прокуратура. Мало проверить и выявить утечку бюджетных средств – важно предложить адекватное лекарство от нарушений. Для такой комплексной оценки с профилактикой коррупции требуется компетентная проектная команда. Проект ОНФ «За честные закупки» существует в России с 2013 года – теперь он трансформировался в Бюро расследований, объединившее под своей крышей все эффективные инструменты ОНФ, существовавшие ранее. В рамках бюро продолжат работать «Карта убитых дорог», «Дорожная инспекция», «Центр благоустройства городской среды», «Город N», но теперь в комплексном формате.
Антон Гетта, координатор Бюро расследований ОНФ:
– Главная заслуга проекта – 14 тысяч активистов по всей стране. Люди поверили, что гражданский контроль действительно работает и через него можно добиваться улучшения качества жизни в своем дворе, городе, регионе, получая заметные результаты.
Одновременно с проверкой качества работ будет вестись и проверка их экономического бэкграунда: как проводились конкурсы, насколько честной была в них конкуренция? Соответствует ли качество работ заявленным требованиям и срокам исполнения? Довольно часто, проверяя объект, ОНФ обнаруживает «под ним» коррупционный конкурс годовалой давности или еще какие-нибудь жирные намеки на обогащение частных лиц за счет казны. Бюро расследований будет «вычислять» факты, содержащие состав преступления, и перенаправлять их в соответствующие контрольные инстанции. Принципиальным фактом здесь является именно гражданская инициатива. Сегодня только она служит «мотиватором» для неподкупных чиновников.
Бюро расследований будет публиковать ежеквартальные доклады по реализации 12 нацпроектов.
По словам Антона Гетты, ОНФ намерен продвигать перспективную практику независимой экспертизы при приемке продукции, поставляемой по социально значимым государственным заказам: продукты питания, фельдшерско-акушерские пункты…
«Уже есть пилотные регионы, применяющие такие инструменты, серьезные результаты которых будут представлены на Форуме «ГОСЗАКАЗ», который пройдет в парке «Патриот» 25–27 марта», сообщил он.
Ощутимого эффекта удалось добиться в результате взаимодействия ОНФ и ФАС России. Благодаря этому симбиозу уже сформированы 4 карты картелей: медикаменты, дороги, продукты питания, горюче-смазочные материалы. Скоро к ним добавится еще одна карта – капитальный ремонт многоквартирных домов. В этой области эксперты Народного фронта нащупали очередную «золотую жилу» личного обогащения местных чиновников и их друзей.
Растущей популярностью пользуется так называемый индекс расточительности регионов, в котором вычисляется, сколько бюджетных средств тот или иной субъект Федерации тратит на роскошные приобретения местных властей в виде дорогих автомобилей, золотых авторучек и прочих подарков за средства налогоплательщиков.
В рамках Бюро расследований антикоррупционная повестка ОНФ существенно расширится. В подтверждение этой мысли замначальника управления по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики Генпрокуратуры РФ Максим Умрихин озвучил данные о самых крупных коррупционных инцидентах, обнаруженных в регионах благодаря бдительности экспертов ОНФ только по одному проекту «Город N». Безвозвратные потери государства в этих закупках составляют от трех до нескольких сотен миллионов рублей. По фактам мошенничества и хищения денежных средств возбуждены уголовные и административные дела.
– Хочу заметить, что это наиболее яркие и типичные случаи, выявленные ОНФ совместно с органами Прокуратуры, но ведь такие примеры есть и в других регионах, – сказал Умрихин.
А ведь кроме этих «сливок» ОНФ выявляет и более мелкие хищения, совокупный объем которых идет уже на миллиарды.
По статистике ФАС, уголовные дела не проходят бесследно для региональных закупочных систем. Как правило, после больших посадок и «оздоровительных репрессий» экономия на закупках в зоне профилактических процедур вырастает вдвое!
Так, например, произошло в Хакасии после выявления крупного фармацевтического картеля и ареста бывшего главы администрации города, который его крышевал; в Мурманске, на Чукотке и в Самаре, других регионах, где ФАС совместно с экспертами ОНФ проводил расследования, наблюдается аналогичный эффект – экономия на закупках, выраженная в очевидном снижении бюджетных расходов.
– Это только применительно к растрате бюджетных средств, – говорит начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев. – Есть еще показатели качества. Мы сравнили данные по картелям в области дорожного строительства, содержания и ремонта с информацией по «Карте убитых дорог» ОНФ. Где больше сговоров на торгах – там самые плохие дороги.
По словам руководителя Бюро расследований ОНФ Валерия Алексеева, Федеральной антимонопольной службе требуется больше полномочий для взаимодействия с правоохранительными структурами.
Материалы, которые мы предоставляем для проверки ФАС, – это огромный объем работы. Мы сдаем до тысячи закупок только в одном сигнале, на карте этот сигнал о потенциальном сговоре может расшиваться на 42 региона, как, например, это было с закупками продуктов питания для социальных учреждений. Вот почему кроме антимонопольной службы к расследованию таких объемов должны подключаться и другие уполномоченные органы контроля, Прокуратура и МВД. По словам Алексеева, это должно происходить как минимум более оперативно. В подтверждение этих слов координатор Бюро расследований ОНФ по Приволжскому федеральному округу Вадим Нуждин привел обескураживающие наблюдения:
– В 2018 году мы фиксировали, что по сигналу, прошедшему полный круг, подтвержденному в Арбитражном суде и уже пришедшему из ФАС в МВД, для возбуждения уголовного дела требовалось 13 месяцев. А сейчас мы фиксируем, что для возбуждения уголовных дел в структуре МВД требуется 9 месяцев. Считаю, что с такими темпами работы говорить о борьбе с коррупцией и неотвратимости наказания – не здорово. Антимонопольная служба оперативно отрабатывает наши сигналы, отмечая, насколько они конкретные и взвешенные.
– Мы, безусловно, поддерживаем предложения ФАС по ужесточению антикоррупционного законодательства, – заявил Алексеев, отвечая на вопрос «Цифровых Закупок».
Принятие поправок в закон, которые расширят полномочия Федеральной антимонопольной службы, поможет ускорить работу по антикартельным делам.