Задолженность субъектов МСП за период с февраля 2021 года по сентябрь 2024 года выросла примерно в 2,5 раза и составила порядка 14 трлн рублей. А рост числа предпринимателей, имеющих кредиты в банках, за тот же период выросло в 1,8 раза. Считается, что это позитивные результаты, в целом.
Но дьявол кроется в деталях. На фоне общего разбухания кредитного портфеля доступность льготного заемного финансирования для малого и среднего бизнеса снижается три года подряд. Согласно свежим данным ЦБ РФ, доля льготных кредитов МСП (самых распространенных, 6,6 млн, компаний в экономике) в общем объеме займов сектора устойчиво сжималась с 2022 года: от 27% всего кредита в декабре 2021-го до 10,8% к концу 2024-го. Падала и абсолютная совокупная задолженность МСП по льготным кредитам – с 1,9 трлн руб. в 2021-м до 1,5 трлн в 2024-м. В результате из 10,4 трлн руб. всех новых льготных кредитов, выданных с февраля 2022 года, на МСП пришлось 4,2 трлн, а на крупные компании – 6,2 трлн руб.
Эффективность существующих программ льготного кредитования малого и среднего бизнеса под вопросом. Но это не значит, что сама форма себя изжила.
Краеугольным каналом для притока денег в МСП является Программа льготного кредитования МСП 1754. Однако эксперты выделяют в ней ряд существенных недостатков.
- Первая и главная странность: субсидию получает не субъект МСП, а банк.
Какой логикой руководствовались авторы этой нормы, большая загадка. Здравый смысл подсказывает, что средства должны напрямую под персональную ответственность доставаться тому, кому они предназначены.
- Программа доступна только для лучших заемщиков, которые и без дополнительных стимулов способны привлекать банковские кредиты.
Если у банка есть два заемщика, удовлетворяющих требованиям программы (и одному банк готов дать кредит без какой-либо субсидии под 15%, а другому – под 16%), то при прочих равных условиях банк выберет заемщика «с лучшей кармой». Эта дискриминационная логика, которая как правило оставляет за бортом все индустриальные и наукоемкие проекты. Кредитный приоритет априори отдается перекупщикам и посредникам, сфере торговли и услуг.
- Нет прозрачности в распределении субсидии между банком и субъектом МСП.
Более того, кредитная организация, поглощающая субсидию, не является ответственной стороной контракта, под которую берется финансирование.
- Программа ограничивает банки, которые могли бы в ней поучаствовать.
Это вообще удивительный факт, потому что программа носит исключительно компенсационный характер. Банк выдает льготный кредит и уже постфактум получает субсидирование.
- Программа не увеличивает объемы кредитования бизнеса, а лишь удешевляет кредиты для лучших заемщиков.
Повышение доступности кредитования принято измерять в двух ключевых категориях – объем кредитного портфеля и число заемщиков. Статистика за два года показывает, что того ни другого программа 1754 не обеспечивает. То есть, она похожа на перекладывание средств из одного кармана в другой.
Наконец, вслед за жесткой политикой ЦБ ужесточились и условия внутри программы: максимальная (льготная) ставка теперь составит 17,5% годовых (при ключевой 21%). Очевидно, что участие в программе при таких раскладах способен потянуть только высокомаржинальный бизнес.
МФО для МСП
Еще одним финансовым инструментом, задуманным ради бизнеса становятся специальные микрозаймы на платформе МСП.РФ под 7,3% годовых (средний размер займа 2,4 млн рублей на срок 2,5 года).
Изначально, миссия МФО – кредитовать заемщиков, которых отказываются кредитовать банки, когда риск заемщика считается чрезмерным. Таким образом, заемщик МФО является менее качественным. Получается парадоксальная картина: МФО выдают кредиты слабому заемщику под меньшую ставку, чем банки – добросовестному заемщику под высокую.
Почему так происходит? Из-за неадекватной денежно-кредитной политики, которая дискредитирует адресно производственную активность бизнеса – как фактор, якобы «разогревающий» экономику. В результате, инструментом МФО от Корпорации МСП кинулись активно пользоваться все бывшие качественные банковские заемщики (которых зачастую трудно назвать малым бизнесом). Целевая аудитория банков перетекает в несвойственный для себя сегмент, выдавливая тех, кому изначально адресовались государственные МФО (то есть, начинающих предпринимателей, низкомаржинальные проекты и наукоемкие стартапы).
Микрозонтик от водопада
Существует аргументированная точка зрения о том, что гарантия является инструментом более эффективным, чем субсидирование процентной ставки. Поскольку гарантия: а) позволяет увеличить размер привлекаемого кредита, б) позволяет привлечь кредит, когда банк отказывает заемщику по причине недостаточности обеспечения.
Почему основополагающий механизм зонтичных поручительств, на который возлагались огромные надежды, не оправдывает ожиданий. Замах на рубль, удар на копейку. По замыслу, Корпорация МСП или региональные гарантийные организации (РГО) выдают поручительство банку заемщика с обязательством возместить кредитной организации 50% невозвращенного кредита. На практике выходит, что банки платят 0,4% – 0,5% от суммы поручительства. В целом, эта модель снижает риски ожидаемого убытка, и выглядит привлекательной для банковской системы при кредитовании «высоколиквидных» заемщиков. Однако интерес коммерческого банка заканчивается, как только вопрос касается кредитования рискованных заемщиков. Корпорация МСП в рамках этой схемы несет привычный для любой коммерческой банковской структуры риск до 4,5% по портфелю. Есть мнение, что столь крохотный «зонтик» не стимулирует коммерческий банк выйти «из зоны комфорта» и выдавать более рискованные кредиты менее надежным заемщикам. Таким образом, за бортом снова оказывается целевая аудитория программы – настоящий малый бизнес, ради которого задумывался «зонтик», но до которого он в реальности не дотягивается. Возможно, если бы Корпорации МСП взяла на себя ответственность за риск, превышающую рыночные расценки, «зона покрытия» со стороны коммерческих банков стала бы больше.
Существует ли альтернатива дорогим льготным кредитам для МСП при высокой ключевой ставке?
В определенной степени такую замену может составить лизинг с низкой ставкой до 5%. «ОПОРА РОССИИ» выступила с инициативой фондировать лизинговые продукты на льготных условиях.
– Банк России фондирует банки, имеющие дочерние лизинговые компании под 3%, а те в свою очередь предоставляют фондирование под 4% своим дочерним компаниям, а эти лизинговые компании дают бизнесу оборудование российского производства под 5%, – объясняет президент ОПОРЫ Александр Калинин.
Также предлагается проводить фондирование и дальнейшие расчёты за лизинг с помощью цифрового рубля, распространить условия льготного фондирования только на оборудование российских производителей.
Льгота с прицелом
Льготный кредит для МСП обещают сделать более адресным. В качестве подтверждения такой финансовой политики – новый инструмент поддержки среднего производственного бизнеса в сфере робототехники и станкостроения. Ранее сообщалось, что ее параметры будут известны в марте 2025 года. Также, Минэк разрабатывает новые новый лимиты льготной программы кредитования высокотехнологичных компаний. Алгоритм расчета ставки придется менять. Сейчас считают по формуле: ключевая ставка минус 7%.
Автор: Артур Королев
Комментариев пока нет