Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Паспорта промышленной продукции обрели очертания

Важный шаг к нормированию и пониманию реальных потребностей заказчиков и возможностей поставщиков
Паспорта промышленной продукции обрели очертания
Теги: #Минпромторг #Производственная кооперация

Опубликован проект постановления Правительства о паспортах промышленной продукции, создание которых ранее анонсировали в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации. 

Документ проливает свет на фундаментальный замысел министерства. В первую очередь, вопросы были по составу сведений, указываемых в паспорте.

Весь цифровой паспорт промышленной продукции – это 14 пунктов, привязанных к уникальному идентификационному номеру.

Какая информация будет в нем храниться? «Это сведения о процессах, материалах, изделиях, продуктах и услугах, на всех этапах жизненного цикла изделия», – сообщается в проекте постановления.

Поначалу вызывает недоумение отсутствие в этом описании графы «компоненты» или «комплектующие». Ведь именно на нехватку предметной детализации в официальных перечнях российской продукции жаловались многие участники закупок и представители промышленного бизнеса. Особенно, когда речь идет о сложных дискретных товарных позициях с несколькими уровнями технологического передела.  Если бы цифровой промышленный паспорт помогал разложить конечное изделие «на запчасти» с одновременной идентификацией их происхождения, то он бы стал незаменим путеводителем, полноценной инженерной картой производства.

Однако при ближайшем рассмотрении документа становится ясно, что детализация по компонентам все же предусмотрена. При особом желании она может быть зашита в последней 14 графе: «Технические, эксплуатационные и функциональные (потребительские) характеристики».

Просто в описании состава сведений цифрового паспорта информация о компонентах обтекаемо названа «информацией об изделиях» (входящих в жизненный цикл изделия). Зачем понадобилась такая иносказательная формулировка?

Возможно, чтобы успокоить адептов рыночной теории, их, к сожалению, еще достаточно много в профильных экономических институтах России, а также и в СМИ, которые обслуживают эти институты.

В частности, издание Коммерсантъ, разбирая проект постановления Минпромторга, критикует цифровые паспорта промышленной продукции именно за детализацию. «Для нужд госзакупок детализация данных, предлагаемая ведомством, может оказаться избыточной и негативно сказаться на конкуренции», – заявляет Коммерсантъ. – В госзаказе используется набор функциональных требований к объектам поставки, а не конкретные значения. Их прямое указание еще до введения ФЗ-44 получило жаргонное название «заточки» закупки под конкретного поставщика» (конец цитаты).

При чем здесь заточка под конкретного поставщика, если речь идет вовсе не о техническом задании, а об исходных абстрактных данных по промышленной продукции – авторы публикации, конечно же, не поясняют.

Кстати, обратившись к опыту западных экономик, который так любят ставить в пример российские сторонники невменяемого рынка, мы обнаружим в Европе и США не просто заточку, а подробнейшие подборки комплектующих по любым наукоемким изделиям (вплоть до шайбы) с указанием конкретных брендов «своих» поставщиков. Подборки, которые настойчиво лоббируются по всему миру, безо всякого стеснения перед идеями свободной конкуренции.

Когда же российское правительство пытается внедрить детализацию в перечни российской промышленной продукции – то «это другое». Даже учитывая тот факт, что по версии Минпромторга, глубина детализации – является делом абсолютно добровольным.

К сути дела. Если анализировать проект постановления, то, в первую очередь, бросается в глаза максимальная демократичность принципов обращения с информацией. Цифровые паспорта промышленной продукции задуманы как предельно открытая и прозрачная система данных. Эти данные формируются на конкурентных рыночных принципах.

Вот формулировки, подтверждающая этот тезис:

  • Информации о характеристиках и свойствах промышленной продукции, условиях ее производства и поставки определяется исходя из потребности в них со стороны соответствующего пользователя цифрового паспорта промышленной продукции, на основе запросов и предложений пользователей цифрового паспорта промышленной продукции.

Мы здесь видим классическую формулу – спрос определяет предложение. Никакого принуждения к заполнению форм цифрового промышленного паспорта здесь даже близко не наблюдается. Далее еще интереснее.

  • Сведения о цифровых паспортах промышленной продукции являются общедоступными. (*Через ГИС «Промышленность»).
  • Формирование информации об объектах паспортизации и внесение ‎в нее изменений осуществляется на этапах жизненного цикла объекта субъектами деятельности в сфере промышленности и иными заинтересованными лицами, получившими доступ к информационному ресурсу.
  • Доступ к информации, содержащейся в цифровом паспорте промышленной продукции, предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления, субъектам деятельности в сфере промышленности и иным заинтересованным лицам, получившим доступ к государственной информационной системе промышленности.

Пока не определен оператор системы цифровых промышленных паспортов. Однако в проекте постановления уже обрисован его правовой статус. Он является обладателем информации об объектах паспортизации. Вполне логично, что таким оператором станет государственная компания, подведомственная Министерству промышленности и торговли РФ. В качестве оператора предлагается  АО «Единый каталог товаров, работ и услуг». В его функционал входит хранение, верификация, внесение изменений в данные паспортов.

Ранее сообщалось, что паспорта промышленной продукции уже имеются по 5 млн товарных позиций.

В первую очередь, цифровой паспорт – это инструмент усиления промышленной кооперации между производителями внутри России, а также компаниями в ЕАЭС. В этом направлении много и упорно работает правительство в последние два года. Характерно, что кроме внутрироссийских классификаторов в паспорта заложен код по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) (см. пункт 9).

Также обращают на себя внимание пункты 10 и 11 – это данные о сертификации и стандартизации.  Таким образом, цифровой паспорт может стать замыкающим элементом для строительства единой национальной системы технических требований. Пока в России она является дефрагментированной и условно-добровольной. Обязательность исполнения стандартов недостаточно четко прописана в законодательстве. Отсутствует система принуждения к честному исполнению стандартов.

Очень важная новая функция зашифрована в формулировке о жизненном цикле продукции, который регулируется и отслеживается в промышленном паспорте. Это закладка на будущее, которая в перспективе позволит строить «бережливую» экономику следующего технологического уклада. Такой подход позволит сместить приоритеты с ценовой конкуренции на вопросы качества и функциональной выгоды в закупках товаров, работ и услуг. Целесообразность закупки можно будет просчитывать в долгосрочной перспективе, учитывая такие параметры, как долговечность и КПД приобретенной продукции, ЕSG-факторы, ремонтопригодность, возможности рециклинга.

Есть все основания ожидать, что цифровые паспорта промышленной продукции будут представлены Минпромторгом Российской Федерации как один из наиболее содержательных проектов внутренней политики на XIX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» 15-17 мая в Сколково.  Российский индустриальный бизнес и научные организации остро нуждаются в таких инструментах развития.

Автор: Андрей Троянский

22 апреля 2024, 23:40
355
Теги: #Минпромторг #Производственная кооперация

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.