Законодательство о государственных закупках сложилось в устойчивую систему, которая нуждается только в «подруливании» под воздействием внешних факторов. Структура и принципы нормативного регулирования, при этом в ближайшее время меняться не будут.
Такое представление о 44-ФЗ поддержали все эксперты Московского финансового форума. Пока аналогичный вывод нельзя сделать о 223-ФЗ, в рамках которого совершают свои закупки корпоративные заказчики. Но правительством уже приняты решения, которые помогут в дальнейшей трансформации корпоративных закупок.
Алексей Лавров, заместитель Министра финансов РФ:
– 44-ФЗ переведен из режима системных поправок в формат точечных изменений. С нормативно-правовой точки зрения повестка исчерпана. Вся работа теперь переместилась в сферу правоприменительной практики. Здесь на первое место выходит завершение процесса цифровизации госзакупок. Согласитесь, что-либо оцифровать можно только когда бизнес процесс абсолютно понятен, расписан по шагам, стандартизирован, все используют одну и ту же систему понятий.
Одним из зримых и напрямую проверяемых достижений автоматизации в закупках Алексей Лавров считает сокращение сроков контрактации. Даже звучат мнения о том, что закупки стали слишком быстрыми. Однако, по словам эксперта, времени достаточно, чтобы провести обдуманные процедуры и, при необходимости, защитить свои права. Более того, возможности дальнейшего сокращения сроков (и для извещений, и для заключения контрактов) уже согласованы на площадке Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
– Для извещений мы предлагаем при электронных процедурах выставить сроки 8 дней; а на заключение контракта – 5 дней. Все государства-участники с этим согласились. Российская Федерация воспользуется этой опцией и сделает минимальные сроки размещения, – сообщил Лавров.
В Минфине отмечают позитивную динамику использования такой формы закупок как «запрос котировок» (и в относительном и в абсолютном объеме закупок страны).
Донастройки ближайшего времени, по которым Минфин готовит пакет предложений.
Одно из противоречивых новшеств ближайшего времени – формализация режима электронного магазина. Сам функционал уже легализован и широко задействован. Хотя и с определенными издержками и ограничениями, он работает. Донастройка требуется в режиме ЗМО (закупок малого объема). Это значительный рынок, объем которого оценивается примерно в триллион рублей. Но это закупки, выведенные из контроля и прослеживаемости. Есть две точки зрения на этот вопрос. Одни утверждают, что зарегулированность повредит мотивации бизнеса и скажется на активности деловой среды. Другие считают, что в закупках любая деятельность должна быть как минимум прослеживаемой, а как максимум – равноправной с точки зрения конкуренции для поставщиков.
– Чтобы независимо от того, на какой региональный магазин приходишь, были одинаковые процедуры. И чтобы рынок был не локализованным по 40 действующим электронным магазинам, а единым. Чтобы был настроен обмен информацией, и все работало по единому каталогу. Такие задачи в концепции развития систем ЗМО нами и поставлены. Они долгосрочные. Там не столько требуется законодательство менять, сколько администрирование, информационное взаимодействие, – считает Алексей Лавров.
В части повышения порогов для закупок малого объема в Минфине уверены, что актуальные 10% – это уже цифра более чем достаточная. Поднимать планку не нужно: прежде всего, следует синхронизировать информационное взаимодействие и предъявить электронным магазинам единые стандарты работы, предусмотренные концепцией.
Фундаментальное изменение, которое уже состоялось – это сближение 44-ФЗ и 223-ФЗ в рамках требований национального режима и импортозамещения. Приняты соответствующие подзаконные акты.
– Мы впервые погружаем 223-ФЗ в режим импортозамещения. Составлены все перечни с полным запретом (150 позиций), а также механизм «второй лишний», – сообщил Алексей Лавров.
За год проделана большая законодательная работа по устранению уязвимостей в части предоставления подложного опыта в закупках. От чего особенно страдает сфера строительства. Правительство решило эту проблему, запретив включать опыт по индивидуальному жилищному строительству в предквалификацию. В Минфине не поддерживают жесткую позицию ФАС России по мерам борьбы с предоставлением подложного опыта. Отправлять в РНП за попытку подлога нельзя, поскольку это еще больше ограничит конкуренцию, отпугнув от исполнения контрактов растущие компании. Вместо этого, гораздо логичнее применить превентивный контроль, предотвращать нарушение, вместо того, чтобы реагировать постфактум.
Как предстоящие изменения отразятся на уровне технических сервисов Федерального казначейства. Слайд из презентации Анны Катамадзе, замруководителя Федерального казначейства:
По словам Анны Катамадзе, системы Казначейства готовы к интеграции с внешними площадками (в рамках требований по безопасности, которые уже отработаны на практике).
– Конечно, мы намерены распространять единый реестр участников закупок на всех: не только на электронные торговые площадки, но и на магазины, – сообщила Анна Катамадзе. – Регистрационные данные по поставщикам, которые содержатся у нас – сильно чище и достовернее. Плюс немаловажный вопрос конкуренции: когда есть единый ресурс, единый валидированный источник информации о поставщиках.
В той же логики единого источника данных реализован федеральный механизм признания машиночитаемых доверенностей, с прошивкой через все ГИСы. В ведении Казначейства находится Депозитарий всех доверенностей (отозванных, полученных), ведомство следит за этим. – Поэтому наша информация – в помощь тому магазину, который будет взаимодействовать с системой в режиме малых закупок.
По словам Анны Катамадзе, в последнее время был достроен функционал Казначейства в части цифровизации контрактов с единственными исполнителями. Созданы инструменты, которые позволяют сформировать полностью электронное исполнение и оплату контрактов с едпоставщиком.
Выступая на Московском финансовом форуме, вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова подчеркнула, что перед законодательством о закупках должны ставиться задачи, продиктованные новыми вызовами. Сегодня это уже задачи развития, а не контроля:
– Система закупок сегодня должна сделать разворот и кроме контроля начинать создавать условия для развития. Говорят, что у нас в стране закупается уже 80% российского. Но даже от крупных корпораций мы слышим, что им крайне сложно найти требуемую продукцию российского происхождения. Не надо заблуждаться, мы совсем не достигли того уровня импортозамещения, который нужен стране. Поэтому требуются другие подходы. Закупки не ограничиваются только процедурной частью. Это еще и формирование технического задания, приемка и экспертиза качества того, что поставлено по итогам.
По словам Елены Дыбовой, при действующей ключевой ставке и жестких условиях входа на внутренний рынок, старт любого, даже самого простого производства обходится слишком дорого (называется минимальная планка в пятьсот миллионов рублей). При этом партнерство с государством или госкорпорациями в закупках выглядит слишком рискованным. Нужны новые инструменты закупок, способные повысить окупаемость и гарантировать минимальный объем сбыта для выхода в промышленную серию. Нужны не только легализованные офсетные контракты, требуются новые формы комплексных и кооперационные закупки. – Давайте создавать новые инструменты закупок, позволяющие бизнесу видеть рынок, – призывают в Торгово-промышленной палате.
Комментариев пока нет