В ежегодном Послании президента Совфеду стройкомплекс был заявлен как один из локомотивов экономики. Озвучены титанические планы страны в создании новой инфраструктуры: создание трансконтинентальных транспортных коридоров, инженерных сооружений и жилья. Уже одним только этим строительный комплекс произведет мультипликативный эффект, способный «вытащить» сотни смежных производств и обеспечить миллионы рабочих мест. Но польза не только в загрузке экономики: стройка отличается эффективным закупочным законодательством, которое власти адаптируют к внешним вызовам быстрее, чем в других отраслях.
По данным аналитики «Контур.Торги», объем госзакупок в сфере строительства в России в 2022 году вырос на 26% до 6,7 триллиона рублей. При этом наблюдается любопытная тенденция. Количество закупок в строительной сфере по 44-ФЗ в прошлом году уменьшилось на 1,7% – до 244,9 тысячи процедур. А средняя цена закупки увеличилась с 23,2 до 29,3 миллиона рублей. Постоянно росло количество несостоявшихся закупок. С 2020 года их количество увеличилось вдвое – с 19,8 до 45,4 тысячи. Эти цифры заставляют задуматься над вопросами дальнейшего прогресса в отрасли. А он должен быть, согласно стратегическим планам.
В соответствии со стратегией Минстроя до 2030 года, страна должна ежегодно вводить по 120 млн квадратных метров жилья в эксплуатацию. Достаточно проблематично будет это сделать при падающем потребительском спросе. Сообщают, что объемы продаж недвижимости к концу года рухнули в разы. Не трудно угадать, что именно инженерная инфраструктура будет придавать антикризисный импульс отрасли в ближайшие годы, и уже обеспечивает ее рост.
Тотальной проблемой остается дефицит дешевых денег для развития бизнеса. Одной ипотекой не обойтись: застройщикам нужны доступные производственные кредиты под разумные проценты. Это самое главное. Однако во внутренней экономике острый дефицит денег (по разным оценкам) от 50 до 60%. Такие цифры озвучили на недавно прошедшем форуме Промсвязьбанка «Просто капитал».
Также, по общему признанию представителей стройкомплекса, в РФ остро не хватает генеральных планов развития. Если крупные городские агломерации в большей или меньшей степени справились с задачей планирования, то сотни муниципалитетов страны, к этому вопросу даже не подходили. Отсутствие градостроительных планов сдерживает бизнес. Застройщики и девелоперы должны иметь возможность увязывать с ними свои бизнес-стратегии. В сравнении с другими странами в России недостаточно развитым остается сектор индивидуального жилищного строительства, где также могли бы быть задействованы различные программы господдержки.
Отмечается еще одна тревожная тенденция. Девелоперы жилья считают для себя нерентабельным массовых выход в регионы. Ни у кого из них нет уверенности, что купив больше одной площадки в регионах, можно эффективно развиваться. Напротив, отмечается отток крупнейших компаний из субъектов РФ в мегаполисы, где они пытаются закрепиться за счет более низких цен.
Импортозависимость и цены
После 24 февраля в отрасли были огромные опасения по поводу себестоимости материалов, оборудования и работ. Однако внутренний рынок оказался в этом отношении на удивление устойчивым, были перестроены кооперационные и логистические цепочки, найдены отечественные технологии.
Согласно данным объективной статистики, благодаря санкциям в стройке существенно выросло количество корпоративных торгов по закупке отечественного оборудования и материалов. Подскочил спрос на отечественные аналоги западных материалов. Лучше всего по импортозамещающей шкале выросли: краски, запорная арматура, фитинги, утеплители, лифты и системы пожарной безопасности.
Кроме того, отмечают, что импортозамещение в стройке позитивно сказалось на электронных торговых площадках. Компании-подрядчики все чаще прибегают к услугам ЭТП, чтобы найти российские аналоги. На текущий момент, по данным Минстроя, доля импорта в отрасли составляет всего лишь около 5%.
Сметная эволюция
Значительную роль в устойчивости стройкомплекса к новым экономическим вызовам должна сыграть своевременно проведенная реформа ценообразования за счет внедрения «сметы контракта» и ресурсно-индексного метода с применением референтных рыночных цен. Переход на ресурсно-индексный метод начался с января 2023 года и должен полностью завершиться в третьем квартале.
Новая модель определения НМЦК позволяет интегрировать смету в систему рыночных отношений, превратив ее в документ с обезличенными (усредненными расценками).
В профессиональной среде надеются, что это позволит освободить заказчиков и исполнителей контрактов от досконального контроля фактически выполненных работ по сметным расценкам. До этого многие заказчики были вынуждены требовать с подрядчика подтверждение выполнения работ с указанием объемов по единичным расценкам, а подрядчик на исполнительных схемах часто должен был указывать, каким способом он это выполнял, – поясняет телеграм-канал «Просто о сметах». Такая методика контроля демотивирует строителей использовать новые технологии или отличные от сметы передовые машины и механизмы. Делай так и тем, что заложено сметой — иначе можешь просто не забрать свои деньги.
В первом квартале 2023 года на ресурсно-индексный метод ценообразования в строительстве перешли 6 регионов: Ростовская, Ивановская, Нижегородская, Новосибирская области, Алтайский и Приморский края. Источником ценовых данных одновременно выступают ФГИС ЦС и сметные цены в базисном уровне цен (на 1 января 2022 г.).
Реформа субподряда
Как осторожно сигнализируют сами строители, существующий формат финансирования государственных строек нуждается в переверстке. Правила распределения денежных ресурсов являются неудобными для подрядчиков. Препятствием является ограниченный объем оборотных средств. Чтобы проделать требуемый в ТЗ объем работ, а затем закрыть акт приемки, подрядчику зачастую не хватает ни собственных, ни авансовых средств. Возникают кассовые разрывы. Правительство логично попыталось решить эту проблему за счет увеличения размера аванса. Однако в российских реалиях с аванса берется налог на добавленную стоимость. На практике это означает, что едва получив деньги и еще даже не успев их потратить на реальные производственные нужды, подрядчик уже вынужден платить ощутимую сумму. Причем, в счет тех работ, которые еще должны быть исполнены.
Строители призывают решать проблемы кассовых разрывов, привлекая в отрасль так называемые «опорные банки», которые могли бы обеспечивать прямое финансирование исполнителей в соответствии с актуальными «технологическими» нуждами подрядных организаций. Налог при этом, логично платить именно с прибыли, которую получит подрядчик, а не с оборотных средств, которых ему и так катастрофически не хватает.
Недавно правительство приняло ряд антикризисных мер, призванных сделать закупочную среду более удобной для строителей:
- Срок определения подрядчиков может не превышать 26 календарных дней в конкурсах и 18 дней в аукционах.
- Доступны закупки «под ключ»: одновременно на проектирование и строительство объекта.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет