В России инвестиции в основной капитал (средства производства, НИОКР, инфраструктура) составляют около 20% от ВВП. В КНР – порядка 40%. По объективной оценке Торгово-промышленной палаты РФ, минимальная планка, позволяющая обеспечить элементарное воспроизводство и владение критическими технологиями (это безо всяких мечт о лидерстве) должна составлять 25%.
Олег Ступин, директор департамента региональной промышленной политики Минпромторга России (реплика на Деловом завтраке Национального промышленного конгресса в Москве):
– Мы вышли на очень сложную стадию бюджетного планирования, когда приходится искать компромисс в вопросах инвестиций и стимулирования роста промышленности на ближайшую трехлетку. Бюджет, который направляется на промышленность, меньше, чем мы ожидали на 2025—2027 годы. Мы акцентируем ресурсы наших программ на судостроении, авиапроме, беспилотных авиационных системах, химии, станкостроении и автоматизации.
На эти отрасли, по данным Минпромторга, будет направлено порядка 150 млрд рублей. За три года должны быть освоены новые компетенции в материаловедении. В частности такой задел будет создан в крупнотоннажной и малотоннажной химии (значительная доля материалов импортировалась в нашу страну).
Со следующего года Министерство промышленности и торговли РФ запустит линейку новых механизмов доведения финансовых ресурсов до производства.
Во-первых, это промышленные проекты государственно-частного партнерства (ГЧП). В Минпромторге рассчитывают на то, что первые сделки такого рода появятся уже в 2025 году. Инструмент будет дорабатываться под требования текущей экономической ситуации. Закон о промышленном ГЧП также будет активно внедряться на территории четырех новых субъектов РФ. По линии Минпромторга на восстановление индустриальной мощи Донбасса и Новороссии будет направлено более 5 млрд рублей. Совместно с Государственной Думой сейчас прорабатывается снижение входной планки для соинвесторов с 10 млрд до 500 млн рублей. Эта инициатива может подстегнуть инвестиции не только в новых регионах.
– Нельзя не сказать о жесткой ключевой ставке ЦБ. Возможно, с точки зрения макроэкономики – такая политика обоснована, однако для нас, как для Министерства промышленности – это очень серьезный барьер для обеспечения экономического роста. Который нивелирует эффективность наших мер по целому ряду направлений, – поделился Олег Ступин. – ГЧП, на наш взгляд – это одно из решений для выхода из этой сложной ситуации. А второй – это промышленная ипотека. Она уже стала массовой и народной программой: ей уже воспользовались более 1 тыс. субъектов производственного бизнеса. Ипотека позволяет компенсировать процентные ставки. На ближайшую пятилетку мы закладываем в эту программу более 20 млрд рублей (в соответствии с поручением Президента РФ).
Во-вторых, по словам Олега Ступина, Минпромторг продолжит выстраивать и расширять ресурсную сеть ФРП. Фонд развития промышленности за последние пять лет превратился в полноценное кредитное агентство для производственного бизнеса. ФРП, как утверждает Ступин, – также является одним из инструментов преодоления волатильности ставки. Для информации: через ФРП за текущий 2024 год оказана поддержка промышленным проектам в объеме 68 млрд рублей. В Минпроме обещают, что эта цифра год от года продолжит последовательно расти.
– Сегодня мы играем на сложном экономическом поле: когда дорожает и финансовая, и физическая логистика поставок основных компонентов, и материалов из-за рубежа. Наши китайские партнеры побаиваются вторичных санкций – и это влияет на стоимость нашего производства, на стоимость инвестиционных проектов. КНР производит каждый пятый или даже каждый третий товар в мире. У РФ тоже есть шансы нагнать собственный уровень промышленного производства: по той номенклатуре, которая прежде импортировалась, – заключил Ступин.
Важнейшим институтом спасения утопающих от безденежья предприятий является ВЭБ.РФ.
Юрий Корсун, заместитель председателя госкорпорации ВЭБ.РФ:
– Масштабный инструмент ВЭБа – фабрика проектного финансирования. Там нету льготной ставки, зато есть средство защиты от повышения ставки. Все проекты, которые вошли в эту программу, имеют финансирование под 10-11% независимо от того, что происходит на рынке. Это позволяет клиенту получать прогнозируемый расход с точки зрения обязательств. Очень важным преимуществом Фабрики является тот факт, что деньги на такое финансирование приходят не от ВЭБа, а от коммерческих банков. А сама структура субсидии через ВЭБ нивелирует риски по всему кредиту.
По данным ВЭБа, общий объем средств, выделенных через Фабрику проектного финансирования, уже составляет порядка 2,5 трлн рублей. Из этого всего – средства ВЭБ составляют только 20%. Все остальное – это деньги кредитных организаций. Также внутри ВЭБа действуют льготные кредиты для Дальнего Востока и Арктики. К сожалению, в институте развития при действующих экономических условиях, не могут прогнозировать рост по уже запущенным программам.
– Мы впервые оказались в ситуации, когда взлет ключевой процентной ставки является не временным явлением, а продолжительным. Суммы, которые требуются на субсидирование процентных ставок, грандиозные. Развития как раньше не будет. Однако в нашем понимании объективная ситуация выглядит следующим образом: раз денег на все не хватает, должны появиться какие-то форматы приоритизации отраслей и проектов. Все наши дискуссии с правительством сводятся к тому, что нужно выделить из всех проектов самые главные. Критерием такой приоритизации может стать 603 Постановление правительства (таксономия технологического суверенитета). Возможны региональные форматы выделения главного. Также мы предлагаем такие критерии как бюджетная эффективность (во сколько мы оцениваем бюджетную поддержку того или иного проекта против ожидаемых от этого проекта налоговых поступлений. Прогнозируемые налоговые поступления кратно (по нашим оценкам в 7-10 раз) превышают ту потребность в субсидиях, которая существует. А это значит, что большинство наших проектов демонстрирует бюджетную эффективность. Следовательно, такая поддержка имеет смысл с точки зрения государства. Однако в этих дискуссиях государство гораздо более грамотно смотрит на совокупность мер поддержки.
- В Таксономии перечисляется 464 приоритетных позиции инвестпроектов, жизненно важных для российской промышленности. Поэтому документ является «путеводным» для промышленности. На него можно ориентироваться не только крупным корпорациям, но и наукоемким производственным стартапам. Это перечень конкретных государственных приоритетов, которые будут подкреплены деньгами и гарантированным спросом.
Кластерная инвестиционная платформа – еще один инструмент льготного кредитования, который также заработал достаточно продуктивно. Однако приоритизация целей поддержки затронет и его.
Социальная значимость проектов также поддается экономическому учету и с точки зрения среднесрочной и долгосрочной выгоды. Цифровизация сделала возможным такой расчет. Поэтому проекты, которые в сиюминутной парадигме кажутся сугубо дотационными (вроде создания гражданской инфраструктуры для малой авиации), на практике выходят весьма выгодными. Они дают импульс для индустриальной и торговой кооперации, улучшают деловую активность.
По мнению эксперта, кредитный голод заставит промышленность обратить внимание на рынок акционерного капитала, как на альтернативу банковской системе. Сегодня дискуссия в высоких кабинетах дозрела даже до таких идей как государственные меры поддержки тем, кто желает выйти за публичным капиталом. Каким образом промышленности полагаться не только на кредитное банковское плечо? Юрий Корсун полагает, что данный элемент финансовой поддержки промышленности будет раскрываться в ближайшее время.
Наряду с лояльными рецептами спасения промышленности от финансового голода предлагаются и радикальные. На наш взгляд, они правильные и эффективные, однако несбыточные и невыполнимые в условиях действующей политической конъюнктуры. Впрочем, жизнь в эпоху перемен учит нас, что иногда даже невозможные решения оказываются актуальными.
Александр Мурычев, вице-президент по финансовой политике и развитию секторов экономики РСПП:
– Доступность кредитов и высокие ставки первая проблема промышленности. Так дальше продолжаться не может. На последнем заседании правления РСПП промышленность с тревогой высказалась о том, что происходит с ключевой ставкой. Негативные признаки уже проявляются не только у коммерческих и частных заказчиков, но и у крупных госкомпаний и госкорпораций – происходит ограничение инвестиционных проектов. Бизнесу нужна прогнозируемая ситуация, поэтому многие предпочитают держать средства на депозитах. На наш взгляд сама ставка становится фактором инфляции. Приходится отвлекать все больше бюджетных ресурсов на обеспечение чрезвычайно небольшого экономического роста. Происходят разнонаправленные действия: ЦБ поднимает ставку, а Правительство выделяет все больше субсидий. Наблюдаются огромные издержки для ведения бизнеса в РФ, в том числе через рост тарифов естественных монополий, который резко поднимутся с 1 января. Увеличение ставки даже на 1 пункт несет за собой десятки и сотни миллиардов рублей издержек. Пора не на словах, а на деле переходить к единой кредитно-денежной политике.
Для этого в РСПП предложили создать специальный орган при Совбезе, отвечающий за финансовую политику. И, прежде чем ЦБ выносит вопросы кредитно-денежной политики на следующий год, он должен передавать эти планы в Правительство, для получения заключения.
В Торгово-промышленной палате предлагают несколько иное решение: в Законе о Центральном банке прописать, что ЦБ (так же как и Правительство) отвечает за экономический рост.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет