Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Сергей Когогин: Мы стремимся к созданию долгосрочных отношений с поставщиками

Эксклюзивное интервью генерального директора ПАО «КАМАЗ»
Сергей Когогин: Мы стремимся к созданию долгосрочных отношений с поставщиками
Теги: #1с #Госзакупки #Закупки #Камаз #Нацпроекты #Производство #Технологии #Цифровая экономика #Цифровизация

Сейчас все активнее обсуждается вопрос упрощения системы государственных и муниципальных закупок, что особенно актуально с учетом необходимости эффективной реализации 12 национальных проектов. В этой связи очень важно в процессе упрощения закупок обратиться к опыту крупнейших производственных компаний. Очевидно, что их практика и отработанные годами механизмы могут подсказать правильный путь и в отношении оптимизации закупок, осуществляемых государством.

Сетевое издание журнала «Цифровые Закупки» начинает серию публикаций интервью с руководителями отечественных предприятий, целью которых является повышение прозрачности и конкурентоспособности компании.

Сегодня мы знакомим наших читателей с опытом организации системы закупок ведущего машиностроительного предприятия России – у нас в гостях генеральный директор ПАО «КАМАЗ», сопредседатель Общероссийского народного фронта Сергей Когогин.

На этапе подготовки интервью пришло известие о том, что Сергей Анатольевич стал лауреатом ежегодной бизнес-премии «Лучшие в России: Компании года и Персоны года» в номинации «Машиностроение», которая присуждается самым уважаемым людям страны, чья деятельность вызывает высокое признание.

– Сергей Анатольевич, Вы руководите крупнейшей машиностроительной компанией России, результаты деятельности которой влияют на экономику страны. Очевидно, что Ваш опыт может быть весьма ценен для других российских предприятий. В частности, интересно было бы узнать, как на  «КАМАЗе» организована система закупок?

– В любом производстве всегда нужны комплектующие, расходный материал, товарно-материальные ценности, закупкой которых занимается обученный персонал. Система закупок «КАМАЗа» – это сложный механизм, наработанный годами. Он включает в себя совокупность взаимосвязанных технологий, методов, складского хозяйства, логистики.

В 2012 году назрела необходимость построения новой системы закупок, которая бы работала на современной основе и отвечала требованиям мировых стандартов. Чтобы обеспечить все эти условия, в ПАО «КАМАЗ» на базе Центра закупок создали отдельное подразделение – Блок закупок.

В процессе расширения деятельности автогиганта возникла потребность организации работы с поставщиками, их выбора и развития. Так появился Департамент маркетинга и процессов закупок.

Для выполнения задачи по снижению стоимости, сдерживания роста цен на закупки создали Группу по управлению переговорами. Позже в состав Блока закупок перешел Склад комплектующих для сборочного конвейера, был сформирован Департамент внешней логистики, Группа аудита поставщиков. В 2016 году в Блок закупок перешли функции отделов закупок наших дочерних предприятий – «НЕФАЗа» и «ТЗА».

– На чем основана ваша система закупок, каких стандартов она придерживается?

– Мы стремимся к созданию долгосрочных отношений с поставщиками на взаимовыгодной основе, прозрачных условиях и на принципах партнерства, развивая добросовестную конкуренцию. Поэтому основные принципы, которым подчиняется организация системы закупок на «КАМАЗе» – это планомерность закупок, ритмичность поставок, что создает оптимальные условия для работы складов, транспорта. Должны учитываться минимальные затраты рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на доставку продукции.

В закупках должны использоваться современные технологии мониторинга рынка, анализа и оценки настоящих и потенциальных поставщиков, формироваться конкурентная среда и конкурентные процедуры отбора поставщиков. Немаловажный принцип – взаимовыгодные гарантии. Мы обещаем объективную оценку поставщиков, их товаров, а поставщик в свою очередь должен гарантировать наличие сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям стандарта.

Для оптимизации закупок и взаимодействия с поставщиками в 2014 году на «КАМАЗе» разработан собственный Портал на платформе 1С. На Портале   находятся несколько модулей, которые позволяют проводить важные процедуры. Среди них – закупочные процедуры, выбор поставщика на основе анализа множества критериев, управление взаимоотношениями с поставщиками и отслеживания KPI, управление договорами и контроль оплаты, проведение закупок на основе каталогов и анализа эффективности закупок.

– Наверняка не обошлось без трудностей при внедрении современной системы закупок?

– Как я уже сказал, Блок закупок по мере развития расширялся, требовалось больше квалифицированного персонала. Поскольку система разрабатывалась непосредственно на «КАМАЗе», то и готовых специалистов не было. Другая проблема, с которой пришлось столкнуться, – это низкая автоматизация процессов. Были и экономические проблемы, которые выражались в недостаточных инвестициях в новые проекты, с окупаемостью. Но мы благополучно преодолели эти трудности.

– Если трудности в прошлом, это значит, что сегодня система успешно работает?

– Да. И свидетельство этому – полученный эффект. Например, по закупочной деятельности за 2012–2018 годы снижение затрат на закупки ТМЦ составило свыше 17 млрд рублей, снижение затрат на оборудование – около 1,5 млрд рублей. Еще один важный показатель оценки эффективности в данном направлении – это снижение времени простоя главного сборочного конвейера по вине Блока закупок. Если в 2014 году в среднем ежемесячный простой составлял 30,4 часа, то в 2017 году – всего 3,5 часа за месяц.

– Сергей Анатольевич, поделитесь ближайшими планами развития системы закупок. Понятно, что на достигнутом коллектив предприятия не остановится…

– Дальнейшее развитие закупочной деятельности требует организационно-структурных изменений, а именно – разделения закупок на стратегические и операционные. Эти изменения позволят быстрее реагировать на меняющиеся потребности компании, ее клиентов и партнеров, а также будут способствовать переходу от модели экономии к модели создания дополнительной ценности, уменьшению показателя общей стоимости владения TCO (total cost of ownership) и предоставления сервисов.

– Внедрение подобных систем в бизнесе и госзакупках может принести пользу?

– Роль современной системы закупок, будь то в бизнесе или в системе государственных закупок, неоценима, так как способствует обеспечению прозрачности осуществления закупок, при этом повышает конкуренцию в этой сфере. Важным условием рациональной организации государственных закупок является их организационно-правовое обеспечение. То есть разработанные стандарты проведения процедур размещения госзаказов позволят избежать ошибок заказчиков при разработке тендерной документации, анализе и оценке тендерных предложений, определении победителя и т.п. Кроме того, правовое обеспечение государственных закупок обеспечивает дальнейшее усовершенствование финансово-экономического механизма государственных закупок, эффективности и качества их проведения.

– Сергей Анатольевич, в прошлом году Вы вошли в состав Центрального штаба ОНФ. Какие обязательства накладывает на Вас участие в этом общественном движении?

– Я был сопредседателем предвыборного штаба Путина на мартовских выборах, а на съезде Общероссийского народного фронта, который состоялся 29 ноября 2018 года, меня избрали сопредседателем ОНФ.

Участвуя в избирательной кампании Президента, мы озвучивали платформу, с которой он обратился к нашему народу перед выборами. Я считаю, что наша гражданская позиция – продолжить общественную деятельность по оказанию поддержки в реализации этой платформы. Возможности Народного фронта по обеспечению контроля и донесения основных проблем для быстрого решения Президенту страны – чрезвычайно важный рычаг. Поэтому очень ответственно продолжить эту работу, будучи сопредседателем ОНФ. Мне, как руководителю промышленного предприятия, крайне важно развитие экономики страны, развитие таких ее областей, как производительность труда, экспорт, цифровая экономика.

– 2019 год для «КАМАЗа» юбилейный. С какими успехами предприятие подошло к своему 50-летию?

– За полвека компания прошла непростой путь – это и становление, и победы, и серьезные проблемы. Но сегодня «КАМАЗ» – это устойчиво работающая компания с четким вектором развития. Мы имеем все компетенции – от разработки до эксплуатации транспорта.

В 2019 году мы планируем начать серийное производство автомобилей «КАМАЗ» поколения К5, предложив потребителям самую современную технику – магистральный тягач КАМАЗ-54901. Он оснащен гипоидными мостами, рядным двигателем Р6, автоматизированной коробкой передач, алюминиевыми топливными баками, просторной современной кабиной, для производства которой недавно был запущен новый завод по производству каркасов кабин.

Также будет организован серийный выпуск грузовиков «КАМАЗ» поколения К4, работающих на сжиженном природном газе. Будет организована тестовая эксплуатация роботизированных транспортных средств с автономным и дистанционным управлением и разработка электробуса поколения «2+». Впереди еще много работы!

Уважаемые читатели! В ближайшее время в журнале «Цифровые Закупки» будет опубликовано интервью с заместителем генерального директора ПАО «КАМАЗ» по закупкам Рустамом Шамсутдиновым, который более детально расскажет, как организована система закупок в компании, как удается уходить от коррупционных рисков и многом другом.

Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.