Регулятор контрактной системы представил на публичное обсуждение принятый в первом чтении Оптимизационный пакет поправок к закону о закупках. От этого документа во многом зависят реальные условия работы, и благополучие российского бизнеса. Принятие закона затянулось почти на год в связи с тем, что многие его положения являются действительно резонансными для экономики и требовали согласований с отраслевым сообществом.
Как выглядит завершающая версия законопроекта? Как использовать на практике его ключевые механизмы, реализации которых заждались на земле (электронное актирование, рейтинг деловой репутации, электронные магазины)? Что из этого осталось в пакете, в какой дозировке и в каких легальных формах?
На эти и другие вопросы правоприменительной практики постарались ответить участники пленарного заседания второго дня.
Модератор дискуссии Антон Гетта, зампредседателя Комитета Госдумы по финансовому рынку, рассказал подчеркнул, что в работе над законопроектом учитывалось мнение пользователей контрактной системы, закупщиков, поставщиков, представителей общественного контроля, Гильдии закупщиков, ОПОРЫ России… Именно их отклик стал фундаментом для внесения поправок в закон. – Мы стараемся принимать изменения на скорости, чтобы они были не придуманными в кабинетах, а имели отклик профессионалов, работающих в реальной экономике, – сказал Антон Гетта.
По словам заместителя министра финансов РФ, в законопроекте нет ничего абсолютно незнакомого пользователям контрактной системы. Также он отметил, что законопроект является логическим продолжением начатой в 2017 году программы эволюционного развития закона о закупках. Перед законодательным блоком стояла задача перевести закупки на иную платформу без концептуальных перекосов:
– Очень рассчитываем, что законопроект будет принят в весеннюю сессию, иначе эффект будет получен не в 2022 году, а значительно позже. Существует второй блок поправок, законопроекта требующий технической доработки.
Анна Катамадзе, заместитель руководителя Федерального Казначейства выделила, те части законопроекта, которые являются действительно прорывными с точки зрения права:
– Электронный магазин, конечно, надо корректировать с точки зрения бизнес-процесса, однако он является одной из важнейших вех в развитии контрактной системы. Это гарантированный отказ от значительного объема бюрократических процедур. Наличие универсальной предквалификации – это эффективный и востребованный инструмент для борьбы с профессиональными жалобщиками.
Также Анна Катамадзе сообщила, что еще один долгожданный инструмент оптимизационного пакета: электронное обжалование внедряется уже с 1 июля сего года.
Перспективной задачей Казначейства является и адаптация закона о национальных квотах и облегчение работы заказчиков по использованию квот. Вся отчетная документация будет формироваться автоматически.
Артем Лобов, Начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС России:
– Госзаказ – мощнейший драйвер экономики, остающийся стабильным даже в кризисные времена. Поэтому с точки зрения контроля, здесь необходим баланс интересов заказчиков и поставщиков. При этом контролер в лице ФАС является арбитром в соблюдении этого баланса.
Артем Лобов продолжил диаллектическую интригу, родившуюся на первом пленарном заседании Форума ГОСЗАКАЗ о соотношении ограничений и поощрений в контрактной системе.
– До сегодняшнего дня в системе госзаказа, на мой взгляд, сформирован только кнут, – отметил Лобов. – Но необходим и пряник, которым станет Рейтинг деловой репутации. Он позволит добросовестным подрядчикам аккумулировать качественный опыт работы в подряде. Бонусы, которые дает Рейтинг, требуют дальнейшего обсуждения и развития, но факт его легализации самого инструмента – большой шаг вперед.
Дмитрий Махонин, губернатор Пермского края: отметил, что на практике, тем, кто пользуется контрактной системой остро не хватает регулирования в вопросах приемки товаров, проверки их качества.
– Необходимо возвращение обязательных механизмов внешних экспертиз. В прошлом году мы провели порядка 70 внешних экспертиз при приемке товаров на уровне региона. Обнаружились как ошибки, так и сознательные факты нарушения закона. Когда-то проведение внешней экспертизы было обязательной нормой, установленной в законе. Эту норму следует реабилитировать особенно в сфере контроля за закупками муниципалитетов (строительных ремонтных, дорожных работ, закупок медоборудования).
Отметим, что ключевые идеологемы оптимизационного пакета были сформулированы на предыдущем Форуме-выставке ГОСЗАКАЗ-2019, родилась та конфигурация закона, которая утверждена сегодня. Это подтверждает исключительную роль форума как лаборатории законопроектных инициатив – уникальной площадки, на которой отрабатываются важнейшие решения контрактного права.
Система закупок России находится в состоянии перманентной реформы – это объективная экономическая реальность, в которой давно живут и работают тысячи специалистов. В таких условиях выгоднее быть партнером государства, участвуя в настройке и совершенствовании контрактной системы, а не оставаться за бортом в качестве молчаливого пользователя и подневольного потребителя правовых продуктов.
Кроме популярных положений оптимизационного пакета, уже хорошо известных профессиональному сообществу, участники пленарного заседания обсудили и специфические новации контрактной системы. Такие, как поддержка МСП, программы банковской поддержки поставщиков, механизмы контроля за исполнением контрактов. Некоторые из перечисленных инструментов уже не являются теорией, а с пользой и ощутимым эффектом применяются в ряде регионов России. О перспективных инструментах в управления закупками при реализации нацпроектов рассказали на примере Севастополя. Передовой опыт электронного актирования в закупках уже более года используется в Московской области. Это при том, что вся страна перейдет на обязательное электронное актирование только с 1 января 2022 года.