29 июня вступают в силу изменения в правилах финансового обеспечения высокотехнологичной медпомощи (ВМП), не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования (ОМС).
Статьей 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотрено:
«1. Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи».
При этом, Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ, предусмотрено:
«Статья 69.2. Государственное (муниципальное) задание
- Государственное (муниципальное) задание должно содержать:
показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.
Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:
определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
порядок оказания соответствующих услуг;
предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Статья 78.1. Предоставление субсидий (кроме субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность) некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями
В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели».
Таким образом, в целях выполнения ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ учредителем, бюджетному учреждению выделяется СУБСИДИЯ.
Субсидии могут быть целевыми (для выполнения определенной, конкретной цели), либо для выполнения государственного задания.
Субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, предоставляют учредители своим подведомственным бюджетным, автономным учреждениям за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ.
Для того чтобы такую субсидию предоставить, учредитель:
- утверждает учреждению государственное (муниципальное) задание;
- заключает с учреждением соглашение о порядке и условиях ее предоставления. Для федеральных учреждений типовая форма соглашения утверждена Минфином России (п. 1 ст. 78.1 БК РФ, Приказ Минфина России от 31.10.2016 № 198н). Если же учреждение оказывает высокотехнологичную медицинскую помощь (за рамками базовой программы ОМС), то применяют типовую форму соглашения, утвержденную Минздравом России.
Постановлением Правительства РФ от 05.12.2016 № 1302 «Об утверждении Правил финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации федеральными государственными учреждениями», предусмотрено:
«17. Не использованные в текущем финансовом году остатки средств субсидии используются государственным учреждением в очередном финансовом году на те же цели».
Это значит, что сейчас остаток субсидии госучреждения могут использовать в следующем году только на те же цели.
29 июня вступают в силу изменения в правилах финансового обеспечения высокотехнологичной медпомощи, не включенной в базовую программу ОМС. Остаток субсидий на такую помощь можно направить на выплату зарплаты, покупку лекарств, реактивов, мягкого инвентаря, основных средств, оплату транспортных и прочих услуг. Перечень расходов довольно широкий.
Постановлением Правительства РФ от 20.06.2022 № 1106 «О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации», предусмотрено:
«17(1). Государственное учреждение в случае возникновения в текущем году остатка субсидии при условии выполнения государственного задания, а также отсутствия у государственного учреждения не погашенной в течение 3 месяцев кредиторской задолженности за счет средств субсидии на оказание высокотехнологичной медицинской помощи использует остаток субсидии на расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), расходы на организацию питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств».
Таким образом, воспользоваться предоставленным правом медицинская организация-Заказчик может, если нет не погашенной в течение 3 месяцев кредиторской задолженности за счет средств субсидии на оказание ВМП. Кроме того, частные клиники должны выполнить плановые объемы, а государственное учреждение — госзадание на оказание такой помощи.
Автор: Светлана Попова