Вопрос:
Добрый день! Являемся заказчиком города Москвы. Размещаем всю информацию о закупках, от плана-графика до исполнения контракта, через ЕАИСТ. В соответствии с действующими нормами законодательства, определенные документы, прежде чем будут размещены в ЕИС, проходят контроль в соответствии с подведомственностью и функционалом ЕАИСТ. В частности, дополнительные соглашения к заключенным контрактам уходят на автоматический контроль в главное контрольное управление города Москвы.
Так, мы решили заключить дополнительное соглашение об увеличении объема закупаемой продукции на 10%. Спецификация многопозиционная. Увеличение объема нам необходимо только по двум позициям. Сумма, полученная при увеличении объема двух позиций, не превышает 10% от цены контракта. Дополнительное соглашение не проходит контроль и возвращается нам главным контрольным управлением в ЕАИСТ. Что мы делаем не так? Почему нам не согласовывают?
Ответ эксперта:
В соответствии с нормами, регламентируемыми пп. б) п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ), предусмотрено:
«1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара».
Таким образом, 44-ФЗ предусмотрена возможность изменения объема ТРУ – в большую или меньшую сторону с пропорциональным изменением цены.
Однако существует ряд нюансов, на которые заказчику стоит обратить внимание. В настоящий момент существует несколько разъяснений регуляторов по данному вопросу. К примеру, Минэкономразвития России в разъяснениях о применении пп. б) п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ высказывает позицию о возможности изменения, в том числе объема отдельных видов работ, указывая при этом, что общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному объему работы, но не более чем на 10% (письмо этого органа от 04.12.2015 № Д28и-3634, от 01.03.2016 № Д28и-524, от 10.04.2017 № Д28и-1591, от 22.02.2017 № Д28и-1227, от 23.09.2016 № Д28и-2529, от 16.11.2015 № Д28и-3363). Более того, в письме Минэкономразвития России от 27.11.2015 № Д28и-3532 высказывается позиция, согласно которой положениями 44-ФЗ не запрещено одновременное увеличение и уменьшение количества разных видов товаров, работ, услуг в рамках одного контракта.
Из пп. б) п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ следует, что в любом случае речь идет о тех видах работ, которые предусмотрены контрактом, о чем свидетельствует положение указанной нормы, которое допускает возможность при согласовании сторонами дополнительного объема работ по контракту пропорционально увеличить цену контракта исходя из установленной в контракте цены единицы работы (письма Минэкономразвития от 07.12.2016 № Д28и-3208, от 16.09.2016 № Д28и-2465, от 27.07.2016 № Д28и-1898).
Таким образом, учитывая вышеописанную точку зрения, в случае необходимости увеличения заказчиком предусмотренного контрактом объема работ (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта можно увеличить объем работ по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на 10%, исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы. При этом общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному объему работы, но не более чем на 10% от цены контракта (письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-03-08/62479).
Поскольку в отношении товаров такого разъяснения не существует, органы, уполномоченные на осуществление контроля, как правило, руководствуются по аналогии, позицией, изложенной в письме Минфина России от 26.09.2017 № 24-03-08/62479.
Рекомендуем проверить ваше дополнительное соглашение на соответствие позиции, изложенной в данном письме, из которого следует, что увеличение КАЖДОЙ позиции в многопозиционной спецификации, не должно превышать 10% от объема, предусмотренного в контракте для такой позиции.
Комментариев пока нет