Государственная Дума на пленарном заседании в конце октября приняла в первом чтении законопроект об обеспечении горячим питанием школьников младших классов.
Есть большая степень вероятности, что законопроект пройдет во втором чтении, поскольку его инициаторами выступили Валентина Матвиенко и Вячеслав Володин, а также лидеры всех парламентских фракций, вместе взятых.
Напомним, что за инициативой стоит многолетний кропотливый труд сотен гражданских активистов Общероссийского народного фронта со всей страны. Именно низовая активность общества и нежелание мириться с беспределом, который творится в области детского общепита, привели к тому, что проблему все-таки заметили чиновники.
Детей не докармливают в школах, детских садах и больницах. Во всей системе детского общественного питания творится хаос. Благодаря огласке и резонансу, которых добился ОНФ, теперь об этом можно говорить открыто.
Но говорить мало, пришло время назначать ответственных. Дело в том, что законопроект предполагает выделение порядка 20 млрд руб. на систему бесплатного питания детей в школах. Федеральные деньги пойдут в регионы, а это значит, что будет и федеральный контроль над тем, как они расходуются. До этого спрашивать «за столовку» было не с кого.
Закупки еды для школ, больниц и детских садов по объему затрачиваемых средств превышают расходы на закупки лекарств.
При этом, если за лекарство отвечает целое Министерство здравоохранения, то за питание ни в одном федеральном органе нет ответственности даже на уровне отдела. Не существует в природе отдела социального или школьного питания ни в одном министерстве. В регионах есть пара уникальных примеров: это Управление социального питания Санкт-Петербурга и Департамент продовольствия и социального питания Казани.
Это уцелевшие фрагменты прежней цивилизации, обломки системы социальных гарантий со специалистами, которые работают еще с советских времен.
В связи с этим не лишним будет припомнить, как система общепита работала в СССР.
В «отсталом совке» система общественного питания контролировалась отдельным министерством, а сама область контроля обеспечивалась специально подготовленными кадрами. Работал профильный научный институт, который их готовил. Единое ведомство отвечало не только за школьное и больничное питание, но и за кафе, рестораны, фрагменты уличной торговли.
В начале 1990-х годов, когда общепиты стали коммерческими компаниями, было решено разрушить заодно и систему социального питания. Ясное дело, до основания, чтобы ничто не мешало рыночной экономике. Министерство закрыли, и кадровую систему демонтировали. Таким образом, десятки тысяч учреждений образования, медицины, досуга остались без контроля. Сегодня во всех этих тысячах организаций, хотя они подчиняются единому закону, – свое меню, свои принципы ответственности, управления и финансирования.
– По факту ситуация выглядит так, словно каждому директору школы поручили сделать свой ресторан. А он в лучшем случае является менеджером от образования, – объясняет руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Валерий Алексеев. – На мой взгляд, к пониманию ситуации наиболее близка следующая аналогия: представьте, что завтра в компании McDonalds каждому директору точки дадут полную свободу творчества: корми, как хочешь, главное – приноси прибыль! Сколько просуществует сеть ресторанов после этого? Очевидно, что недолго. То же самое случилось и с системой питания в стране. Десятки тысяч учреждений, которые кормили людей по понятным технологическим картам, с конкретным оборудованием и требованиями к составу и качеству продуктов, в определенный момент остались без руля. Им сказали – мы самоустраняемся: поступайте, как хотите. В результате к нам валом идут просьбы о помощи от заведующих садами, директоров школ и в особенности от главврачей больниц. Люди работают в состоянии стресса. Представьте ситуацию: больница на тысячу коек со столовой, привезли некачественное молоко (скажем, вместо жирности 3,2% привезли 2,5%). По законодательству РФ такого поставщика следует отправить лесом, потребовав от него доставить нормальный товар. Поставщик отвечает: «Вопросов нет, через десять дней привезем», и здесь возникает правовой диссонанс для того, кто является крайним.
Общепринятая точка зрения медиков такова: питание – это критический фактор в системе здравоохранения. От питания на 50% зависит успешность лечения заболеваний. Прием лекарств связан с белками, которые потребляет человек. От питания зависит усваиваемость лекарств.
Что в этом случае делать главврачу? Заведомо идти на нарушение Закона о контрактной системе и о приемке товаров, принимая товар ущербного качества? Фактически такой шаг является уголовным преступлением. Либо врачу придется идти на другое нарушение – не принимать, не докармливать пациентов и ставить под угрозу их выздоровление. В данном случае врач нарушает Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в котором буквально написано, что питание является частью лечебного процесса. Возникает двусмысленная ситуация, и она наблюдается по всей стране в медучреждениях и учреждениях системы образования.
В ОНФ считают, что улучшить положение мог бы некий набор типовых решений.
К примеру, Вологодская область пытается справиться с проблемой детского общепита при помощи единого терминала продуктов. Все социально значимые продукты питания свозятся на общий склад для 80 учреждений, где проходят определенную систему контроля качества. Затем их развозят по адресам. Это значит, что если в одно из учреждений поступил некачественный товар, то в течение двух часов его могут заменить, так как на складе существует резервный фонд. Использование подобного опыта в других регионах РФ могло бы положительно повлиять на ситуацию с фальсификатом. По крайней мере, это позволило бы избавиться от откровенно негативных происшествий, когда пациентам вместо нормальной еды закупают «Доширак», как это случилось в одной из психиатрических лечебниц Санкт-Петербурга.
Автор: Артем Сериков
Комментариев пока нет