Парламентские слушания в Совете Федерации обозначили интересный сценарий для развития национальной контрактной системы. Интрига – вокруг дальнейшей судьбы двух инструментов: это автоматизация процессов исполнения контрактов и электронный магазин для закупок малого объема.
Заранее подчеркнем, что в Минфине РФ и электронное актирование, и определение юридического статуса электронных магазинов считают преждевременным.
– Сейчас нет согласованной концепции по балансу интересов всех агрегаторов, – пояснил специально для «ЦЗ» заместитель Министра финансов Алексей Лавров. – Идет эксперимент с целью выявить технологические и методологические тонкости. Тут как раз с технической точки зрения мы проблем никаких не видим. Это исключительно проблема методологии: что такое электронный магазин, какова его ответственность, как заключается контракт, возможны ли процедуры переторжки, где собирается вся информация, кто ее ведет, каков предельно допустимый объем закупок?
«Актирование» и «магазины» не вошли в пакет из 14 поправок, сформулированных Министерством финансов для осенних слушаний в Госдуме. Однако ФАС, Казначейство, Счетная палата, профессиональные сообщества закупщиков и поставщиков настаивают на том, чтобы не откладывать эти задачи в долгий ящик.
– Пришло время на законодательном уровне закрепить порядок проведения закупок с использованием электронных магазинов, – заявила Спикер Совфеда Валентина Матвиенко.
По итогам слушаний 24 октября Совфед рекомендовал к использованию оба инструмента.
Положение об электронном актировании содержится в «Рекомендациях», опубликованных Советом Федерации.
В частности, там сказано, что предоставление возможности осуществлять документооборот в рамках исполнения государственных и муниципальных контрактов в электронном виде – это следующая законодательная мера, требующая внедрения. «Предпосылками к этому выступают правила ведения реестра контрактов, когда значительный объем информации уже размещается заказчиками на стадии исполнения контрактов. Однако такая информация зачастую размещается в неструктурированной форме и не в полном объеме, – сообщается в документе. – Вместе с тем по-прежнему отсутствуют законодательные механизмы, которые позволяли бы осуществлять весь комплекс юридически значимых действий на стадии исполнения контрактов только в электронной форме. Поэтому важно законодательно закрепить возможность электронного актирования всех юридически значимых действий на стадии исполнения государственных и муниципальных контрактов».
Электронным магазинам дали зеленый свет
Цитата из документа Совфеда:
«Электронные магазины операторов площадок, как правило, интегрированы с региональными или муниципальными информационными системами в сфере закупок. Это позволяет заказчикам региона или муниципалитета осуществлять централизацию всех видов закупок в одном информационном и цифровом пространстве, что способствует экономии временных и материальных затрат контрактных служб. Участники парламентских слушаний считают, что в целях обеспечения эффективной работы заказчиков, а также сохранения технологического задела, реализованного электронными площадками, необходимо предусмотреть право заказчика осуществлять малые закупки через электронный магазин с использованием выбранной им электронной площадки по принципу «все закупки одного заказчика в одном месте». Вместе с тем при регламентации закупок малого объема необходимо исходить из принципа разумности и целесообразности установления определенных правил использования электронных магазинов. Не весь объем и (или) не во всех случаях закупки малого объема должны осуществляться в электронном виде».
Государство, дай порулить…
Интригующая реплика прозвучала от гендиректора электронной торговой площадки «ТЭК-Торг» Дмитрия Сытина. В частности, он отметил, что бизнесу хотелось бы избежать присвоения сегмента электронного актирования государством:
– Сейчас идет пилотный проект по электронному актированию в Единой информационной системе. И очень бы не хотелось, чтобы ЕИС монополизировал эту функцию. Лучше, наоборот, открыть рынок. Есть, например, система исполнения контрактов в регионах. У электронных площадок тоже есть проекты по цифровизации документооборота в рамках исполнения контрактов. Большинство площадок являются операторами юридически значимого электронного документооборота. И лучше, если законодатель этот рынок демонополизирует.
Косвенно Валентина Матвиенко поддержала идею децентрализации закона:
– Очень правильный, на мой взгляд, тезис: невозможно для всех отраслей, заказчиков, категорий закупок использовать одни и те же подходы.
«РТС-Тендер» внедряет модуль исполнения контрактов МИК. Так, систему начал применять Фонд социального страхования. Свои аппетиты на рынке электронного актирования есть и у другой крупнейшей площадки страны – «РТС-Тендер». Более того, недолго думая, компания начала внедрение своего специального сервиса по цифровизации исполнительной части контракта в регионы, предвосхищая поправки в закон. Насколько нам известно, модуль исполнения контрактов от «РТС-Тендер» уже тестируют в Ненецком автономном округе, ЯНАО, Белгородской, Новосибирской, Волгоградской, Ростовской, Калининградской областях.
Намечается довольно необычная схема государственно-частного партнерства, в формате которой государство обеспечивает прозрачность и независимость на стадии подготовки и заключения контракта, а фиксация его исполнения становится прерогативой коммерческих структур, которым частично делегируются некоторые функции регуляторов.
Тема окончательной легализации электронных магазинов сегодня является предметом активной полемики. У государства пока нет четкого представления о том, как быть с электронными магазинами операторов ЭТП. Свои электронные магазины или их отраслевые элементы также созданы на уровне некоторых регионов. Вместе с тем наряду с этими системами в стране уже действует электронный агрегатор Ростеха – «Березка». Очевидно, что в той или иной степени эти сервисы дублируют друг друга. Непонятно, как они будут делить растущий рынок закупок малого объема: по каким правилам, в каком юридическом статусе? В прошлом году объем госзаказов через агрегаторы составил 800 млрд рублей. В угоду сакральным принципам конкуренции этот рынок тоже предполагается демонополизировать. Вопрос в том, как далеко можно зайти в угаре цифровизации. Естественно, представители электронных площадок предлагают не увлекаться и остановиться на восьми уже отобранных операторах, делегировав им функции контроля за магазинами. Однако постулаты свободной конкуренции, взятые на знамена современной контрактной системы, подсказывают, что на этот рынок следует пустить и других желающих, не ущемляя их права. Вопрос требует трудного осмысления законодателей. Кстати, в ФАС не сомневаются по поводу этой темы. Так, неделей ранее Артем Лобов заявил:
– Мы даже уже систему контроля придумали под электронные магазины. Я, честно говоря, не очень понимаю, почему в Минфине утверждают, что мы не готовы? Мы готовы! У нас по всем нашим пунктам есть готовый законопроект. Мы бы его хотели представить к обсуждению, подчеркну, что в этом вопросе мы хотим именно диалога.
Заметим, что вопрос дублирования электронных систем остается нерешенным. Нет стройного логического объяснения, зачем стране десяток электронных магазинов. Не проще ли создать один гигантский супермаркет с региональными отделами?
Закон, упрощающий сферу госзакупок, Госдума должна принять до 1 марта 2020 года. Предложение поступило от Правительства.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет