В 2023 году появились два неожиданных указания ЦБ РФ, которые предполагали создание новых инструментов, стимулирующих приток финансов в промышленность. Эти инструменты должны сыграть в комплексе с долгожданным Законом о технологической политике (а еще он будет принят, прошел первое чтение в 2024 году).
Приоритеты бюджетного финансирования национальных проектов в сфере технологий и привлечением внебюджетных средств на эти проекты с недавних пор определяются так называемой Таксономией. Это документ, принятый несколько месяцев тому назад вместе с 603 Постановлением Правительства РФ.
ПП 603 предусматривает две категории проектов: 1) проекты технологического суверенитета; 2) проекты структурной адаптации экономики. Последние предназначены для создания и модернизации инфраструктуры, в т.ч. для поддержания российского экспорта: логистика технопарков, создание критически важных информационных, технических и исследовательских услуг.
Проекты технологического суверенитета бьются на 13 групп по отраслям.
Ильшат Янгиров, первый замначальника Главного управления ЦБ РФ по ЦФО:
– Эта сортировка и группировка нужны, чтобы создать новые либо расширить и модернизировать имеющиеся производственные мощности. Предприятие, которое себя видит в том или ином списке, обращается в свою кредитную организацию. Кредитная организация смотрит на первом приближении на соответствие компании или проекта критериям, направляет материалы в ВЭБ.РФ.
ЦБ предложил коммерческим банкам стимулы, для того чтобы заинтересовать их в кредитовании наукоемких промышленных проектов. Эти меры позволяют снизить нагрузку на капитал по кредитным организациям (в ЦБ утверждают, что в разы). По оценкам ЦБ РФ, максимальный объем участия банковской системы в кредитовании промышленности в рамках таксономии составляет фантастическую цифру – до 10 трлн рублей. Пойдут ли банки за предложенным сыром? Большой вопрос.
Пока эти лимиты еще не выбраны, однако с 2023 года мы наблюдаем активный рост кредитования промышленных проектов. Есть некие базовые требования, обусловленные целевым назначением финансирования. Но было бы странно, если бы их не было. Ограничения по срокам финансирования и доле заемных средств для клиентов с хорошей репутацией будут снижаться. Радует, что эти программы затрагивают именно реальный сектор экономики.
Уже есть промежуточный результат: на текущий момент профинансировано 24 проекта технологического суверенитета на сумму 0,5 трлн рублей. Речь идет о мегапроектах в масштабе всей экономики страны. А доступное заемное финансирование требуется не только госкорпорациям.
– По данным опроса, который мы провели, к сожалению, не все предприятия знают о существовании такой программы. В максимальном информировании промышленности должны принять участие органы региональной исполнительной власти и профильные СМИ, – рассказал Янгиров.
Характерно, что в опросе, который провел ЦБ, многие респонденты указали, что они испытывают затруднения с подтверждением российского происхождения своей продукции.
Что ЦБ предлагает в развитии финансовых сервисов для промышленности?
Распространить программы стимулирующее регулирование на более мелкие банки (с базовой лицензией). Распространение стимулов не только на кредиты, но и на проекты НТС и СОЭ. Также предлагается включить в периметр программы проекты устойчивого развития. Смягчение требований к кредитам, выдаваемым на поддержку проектов в рамках таксономии. Пойти на смягчение в вопросах инвестиционного налогового вычета.
– Очень важной, на наш взгляд, является интеграция критериев таксономии с программами господдержки (региональными и федеральными). Полагаем, что такой симбиоз дал бы более сильный синергетический эффект.
Есть конкретные удачные примеры некоторых регионов, которые сумели грамотно скоординировать возможности локальной банковской инфраструктуры с механизмами и фондами господдержки. В числе таких успешных примеров по администрированию промышленных финсервисов ЦБ выделяет опыт Орловской области.
В РФ крайне низкий (по сравнению с другими развитыми экономиками) уровень инвестиций в основной капитал (всего лишь 20%). Для всего мира главным источником таких инвестиций является финансовый рынок. Он обеспечивает две трети таких инвестиций. Примерно 10% обеспечивает государство, а оставшаяся малая толика – это собственные средства. В Российской Федерации все ровно наоборот (финансовый рынок является источником таких инвестиций в объеме, едва дотягивающем до 20%).
Владимир Гамза, председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике):
– А банковский сектор, по данным прошлого года, внес всего лишь 6,4%. Даже лизинг уже стал приближаться по инвестиционному потенциалу к банкам и обеспечил около 5%. Характерно, что при таком полезном выхлопе банковский сектор занимает в нашем финансовом рынке 77%. Вы представляете, вот эта гора 77% рождает вот эту маленькую мышь в 6,4% инвестиций в основной капитал. Этот спор уже вышел в публичную сферу. Я надеюсь, придет понимание, что если мы не достигнем минимальной доли инвестиций в основной капитал в 25%, то мы не решим те задачи, которые поставил Президент. Это минимум, а промышленности требуется 30%.
По словам эксперта, завершающий инструмент соберет все легализованные формы финансового развития промышленности и принятые прежде пакеты документов в единую матрицу. Это Закон о технологической политике, уже прошедший первое чтение. Именно он должен стать юридической платформой индустриализации.
– По сути, это закон прямого действия на ста страницах. Где описаны все возможные модели реализации инвестиционных проектов. Все варианты совместного участия государства, бизнеса и финансовых институтов.
603 Постановление регламентирует 464 укрупненных позиции инвестиционных проектов, которые государство признает приоритетными. Именно такого нормативного акта не хватало для производственного бизнеса, который должен понимать, какая конкретно номенклатура изделий будет востребована государственными и корпоративными заказчиками на ближайшие 5-10 лет.
Вторым фундаментальным документом, который поможет исправить жесткое финансовое положение промышленности является Закон о промышленном ГЧП. Он закладывает основу для финансирования инвестпроектов, прежде всего в сфере создания и обновления промышленной инфраструктуры и средств производства. Упрощенно модель выглядит следующим образом: если у вас есть 15% собственных средств для финансирования инвестиционного проекта, и вы способны привлечь 35% из любых источников, то государство готово вложить в ваш проект 50%.
– Я вас уверяю, как бывший банкир, что если вы будете готовы инвестировать 15% и государству будет интересен ваш проект, – то банки выстроятся в очередь, чтобы предоставить вам оставшиеся 35%. Вне всяких сомнений, – говорит Владимир Гамза.
Третьей основой здорового финансового самочувствия промышленности является Закон о технологических компаниях. Он поднял до уровня интересов государства малые технологические компании. Небольшие предприятия, способные заниматься разработкой прорывных проектов. Прежде им не хватало юридической базы для полноценного финансирования.
Также Владимир Гамза обратил внимание на серьезнейшую уязвимость в схеме финансирования проектов технологического развития. Ее следует пересмотреть, сделав ВЭБ.РФ первой инстанцией, куда могут обратиться организаторы инвестиционного технологического цикла.
– Сейчас схема построена таким образом, что сначала вы должны прийти в банк с материалами своего проекта. Но ведь, как правило, в банках (за исключением опорных, которые на этом специализируются) нет специалистов, способных разобраться в технологии. Надо реформировать схему, сделав ключевым экспертным институтом и единым окном для входа в технологический проект Внешэкономбанк. А затем можно распределять нагрузку по другим кредитным организациям.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет