Очередной 12 пакет антироссийских санкций предусматривает удар по звену посредников, по логистике и трансграничным взаиморасчетам компаний, по цепочкам субконтрактов.
В рамках параллельной реальности бизнес успел выработать уже огромное количество инструментов, с помощью которых можно производить взаиморасчеты. Блокировка системы SWIFT для крупнейших российских банков, не произвела особого впечатления на российских предпринимателей.
Финансовая логистика параллельного импорта стала одной из самых интересных тем «Недели бизнеса» в Уфе.
Оформилось четыре группы инструментов для обхода санкций при параллельном импорте.
- Внешние финансовые агенты
- Цессия
- Взаимозачеты
- Криптовалюты.
Наиболее популярным и широко используемым методом является использование иностранного посредника. Как правило, он имеет прописку ОАЭ, Вьетнама, Турции, и, по сути, выполняет функции платежного агента. Это трехсторонние контракты, где третья сторона осуществляет взаиморасчеты и обеспечивает финансовую логистику.
Преимущества такой модели в простоте и подконтрольности действий всех сторон, быстрота переводов, их невысокая стоимость. К минусам можно отнести: хоть и незначительный, но все-таки риск блокировки переводов; совпадение банковской логистики с товарной; издержки конвертации валюты и оплаты посреднических услуг. В случае регулярной внешнеэкономической деятельности, для минимизации издержек многие компании оформляют собственных параллельных посредников. Это становится повсеместной практикой.
Иностранная компания-клон способна решать не только узкие задачи обеспечения параллельного импорта, сокрытия российских UBO(конечных бенефициаров), финансовой логистики. Бонусом возникает масса дополнительных возможностей для роста: создание грузового хаба в удаленном регионе, повышение налоговой эффективности, безналоговая офшорная торговля. Наконец, просто расширение рынка сбыта, кадровой политики.
Релокация собственного финансового филиала в одну из стран ЕАЭС создает еще больше преимуществ для компании. Поскольку в Евразийском союзе есть легальное обслуживание рублевых платежей, зачастую более низкая стоимость учреждения компаний, отсутствие языковых и таможенных барьеров.
Если у компании есть встречные потоки экспорта и импорта, то выстроить законспирированную систему взаиморасчетов еще проще. А выявить такую систему, работающую на встречных курсах, практически невозможно. Экспортная выручка тратится по импортному контракту, а импортер, по факту, закрывает свои обязательства перед экспортером внутри РФ.
Второй инструмент Цессия (уступки прав требований) применяется значительно реже. В основном по долгосрочным контрактам, заключенным до санкционного разрыва. Каким образом закрыть обязательства, если часть предоплаты уже внесена, а партнеры из недружественных стран не готовы принимать платеж.
Одним из популярных маршрутов для строительства параллельной финансовой логистики является Кыргызстан. Эта страна Евразийского союза отличается весьма лояльным режимом налогообложения. Также российский бизнес часто открывает филиалы в Гонконге. При этом, счета открываются в материковом Китае, Турции или Казахстане. Турецкий маршрут является одним из самых интенсивных. Через турецкое зеркало доступны платежи в рублях и обратно, возможна безопасная работа с контрагентами и Евросоюза. Кроме того, целая группа местных банков специализируется на работе с российскими клиентами.
Со стороны профессионального сообщества есть ряд предложений по развитию инструмента параллельного импорта. Как ни странно, все они касаются лучшей предсказуемости этого рынка. В частности, поставщики и заказчики хотят, чтобы Минпромторг утвердил регламент: по какому критерию товары вносятся в список, и по какому критерию исключаются из него. Кроме того, в правительстве постоянно напоминают о том, что параллельный импорт – это кратковременный вынужденный инструмент, а его действие продляется ежегодно. Бизнес предлагает перейти к долгосрочным условиям. Два года интенсивной работы в двойном режиме опровергают опасения по поводу роста объемов контрафакта. Возникают сложности с сертификацией и гарантийным обслуживанием, но не с качеством поставляемых по параллельному импорту товаров. Кроме того, сформировался достаточно богатый международный опыт работы с этим инструментом, который позволяет на научной постоянной основе включить его в правоприменительную практику Российской Федерации. Соответствующие глубокие исследования и обоснования достаточно давно разрабатывались ФАС России. Большинство развитых экономик мира, включая США и Китай, используют принцип исчерпания права.
Явным минусом параллельного импорта является выпадение сервисов гарантийного обслуживания. Рынок вряд ли научится решать эту проблему быстро. Однако для российских производителей этот дефект может стать конкурентным преимуществом. При правильном дозировании объемов и номенклатуры продукции, поставляемой по параллельному импорту – этот инструмент можно использовать для создания здоровой конкурентной среды, стимулирующей отечественные компании к работе над качеством.
Сейчас в России звучат смелые прогрессивные идеи создания Центра международных расчетов по параллельному импорту, способного работать, в том числе, с использованием технологий блокчейн.
Использование криптовалют для обхода санкций таит в себе массу нераскрытых возможностей и перспектив. Есть страны, сумевшие построить индустриализацию и научный рывок на этой финансовой платформе. Самым ярким примером является Иран. В России долго запрягают и пока только готовят подходы к созданию системы криптоплатежей для международных взаиморасчетов. Но судя по косвенным признакам, ждать осталось недолго.
Недавно Институт исследований и экспертизы ВЭБ.РФ предложил создать в России криптозолотой рубль, в том числе для обеспечения параллельного импорта. Аналитики института считают необходимым принять рыночную ценность золота в качестве эталона меры стоимости и под золотое обеспечение выпустить стейблкоин под рабочим названием «золотой рубль», который в отличие от цифрового рубля будет иметь золотое обеспечение и предназначен для внешних расчетов.
Очень интересную информацию по поводу криптовалютных сервисов для обхода санкций озвучил недавно первый замглавы Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Ткачев:
– Сейчас Минпромторг разрабатывает инструмент для ведения деятельности промышленного майнинга, который обеспечит бизнес цифровой ликвидностью для проведения трансграничных платежей. <…> Компании, которые могут торговать с помощью криптовалют, не попадают под санкционное давление, потому что отслеживать платеж становится в разы сложнее. На сегодняшний день систем международного контроля, касающихся переводов именно в криптовалюте, нет.
Как пояснил эксперт, правительство и ЦБ рассматривают компромиссный вариант легализации международных криптоплатежей, при котором обмен криптовалюты будет доступен только для отдельных российских компаний, ведущих внешнеэкономическую деятельность, но не для физических лиц. Для целей обналичивания будет создана специальная уполномоченная кредитная организация. Прежде именно такой сценарий предполагали в Центробанке. Поэтому разработка ОКВЭД и называется «Промышленный майнинг».
По словам Антона Ткачева, российские компании, торгуя с коллегами из других стран, пока что ограничены в применении криптоплатежей из-за отсутствия нормативного регулирования:
– Но, я думаю, с учетом той интенсивности, которая сейчас появилась, к концу этого года — первой половине следующего такие сделки мы уже увидим. Увидим заголовки о том, что какая-то из госкорпораций или государственная компания провела первую сделку с международной компанией с использованием криптовалюты или цифрового рубля.
Документы регламентирующие законность параллельного импорта:
- Постановление № 506 Правительства РФ от 29.03.2022;
- Приказ Министерства промышленности и торговли № 1532 от 19.04.2022
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет