31 декабря 2023 года заканчивается действие ряда норм, предусмотренных ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ).
В частности:
– право заказчиков не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта и гарантийных обязательств. Послабление по-прежнему не станет действовать, если в контракте предусмотрели аванс и расчеты в части аванса не подлежат казначейскому сопровождению;
– право сторон по предложению заказчика изменить количество лекарств, медизделий и расходных материалов по контракту в пределах 30%. Как и сейчас, при уменьшении объемов стороны будут обязаны пропорционально снизить цену контракта, при увеличении — вправе пропорционально ее увеличить;
– право отдельных заказчиков не учитывать ограничение предельного годового объема малых закупок в 50 млн руб.;
– право правительства и регионов устанавливать дополнительные случаи неконкурентных закупок.
В целях продления на 2024 год мер, действующих до 31 декабря 2023 года (включительно), направленных на снижение негативных последствий недружественных действий иностранных государств и международных организаций, Минэкономразвития России подготовлен Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
На 2024 год в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд продлеваются нормы, касающиеся:
1) возможности заказчику не устанавливать обеспечение исполнения контракта (часть 64.1 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Продление меры обусловлено удорожанием строительных ресурсов и работ по строительству в целом вследствие введенных санкций, длительной логистики, нестабильной ситуации на валютном рынке, в результате чего возрастает финансовая нагрузка на компании строительного сектора.
Продление указанной нормы позволит оптимизировать процедуры осуществления закупок.
2) возможности сторон изменить существенные условия контракта, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения (часть 65.1 статьи 112 44-ФЗ).
Продление меры предлагается в целях эффективного расходования бюджетных средств, предупреждения рисков возникновения обстоятельств, влекущих невозможность исполнения государственных контрактов.
3) изменения существенных условий контрактов по поставке лекарств при условии изменения объема закупки не более чем на 30% (часть 65.2 статьи 112 44-ФЗ).
Данную меру предлагается продлить ввиду следующих обстоятельств:
мера предоставит возможность внесения изменений в заключенные контракты в связи с существенным изменением условий их исполнения в условиях внешнего санкционного давления со стороны недружественных государств;
в целях эффективного расходования бюджетных средств, недопущения излишних расходов денежных средств, предупреждения рисков возникновения обстоятельств, влекущих невозможность исполнения государственных контрактов;
4) изменения существенных условий контрактов в сфере обороны и безопасности (часть 65.3 статьи 112 44-ФЗ).
Данную меру предлагается продлить ввиду следующих обстоятельств:
мера предоставит возможность внесения изменений в заключенные контракты в связи с существенным изменением условий их исполнения в условиях внешнего санкционного давления со стороны недружественных государств;
учитывая, что цены на закупаемый товар часто меняются, возникает необходимость вносить изменения в существенные условия контракта;
изменение конъюнктуры рынка;
5) возможности закупок органов в сфере обороны, иных федеральных органов исполнительной власти по перечню Правительства Российской Федерации товаров, работ, услуг у единственного поставщика более, чем на 50 млн руб. в год (часть 72 статьи 112 44-ФЗ).
Данную меру предлагается продлить ввиду следующих обстоятельств:
необходимости оперативного обеспечения деятельности Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при поступлении большого количества заявок в конце финансового года и невозможности соблюдения сроков для заключения государственного контракта;
в целях эффективного расходования бюджетных средств;
изменение конъюнктуры рынка;
6) установления Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации иных случаев закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также порядка их осуществления (части 1 и 2 статьи 15 46-ФЗ).
Данную меру предлагается продлить ввиду следующих обстоятельств:
в целях эффективной закупки у единственного поставщика при возникновении экстренной необходимости обеспечения товарами, работами, услугами в условиях принятия мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации со стороны недружественных иностранных государств;
в целях обеспечения эффективного осуществления государственных закупок в условиях непрекращающегося санкционного давления на организации оборонно-промышленного комплекса;
в целях минимизации рисков перерыва в обеспечении инвалидов жизненно необходимыми техническими средствами реабилитации и осуществления формирования резерва абсорбирующего белья (пеленок), подгузников и специальных средств;
7) установления дополнительных к закону случаев применения закрытых конкурентных способов закупок и иных случаев неразмещения информации о закупке (часть 7 статьи 15 46-ФЗ).
Данную меру предлагается продлить в целях обеспечения конфиденциальности информации о закупках, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в условиях экономической ситуации, обусловленной внешним санкционным давлением.
Общественное обсуждение проекта завершено 3 октября 2023 года.
Автор: Светлана Попова
Комментариев пока нет