Федеральная таможенная служба сообщает об очередном рекорде в объемах параллельного импорта: в Россию ввезено 2,4 млн тонн товаров на сумму свыше 20 млрд долларов.
По словам главы ФТС Булавина, это, в основном, автомобили, станки, оборудование, технологические линии. Также он утверждает, будто параллельный импорт оказывает позитивное влияние на стабилизацию цен. «В рамках параллельного импорта в Россию поступает прежде всего оригинальная продукция, «когда правообладатель по тем или иным причинам не хочет принимать участие в общепринятом обороте этих товаров», – утверждает руководитель ФТС.
Легальный перечень товаров для параллельного импорта в Россию расширялся уже несколько раз. По свежим данным, по просьбе Генпрокуратура РФ предлагает распространить привилегию параллельного импорта на ряд позиций, необходимых для металлургической отрасли и научно-исследовательских работ. Такая просьба поступила со стороны бизнеса – от организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».
Немногим ранее в параллельный список включили продукцию радиоэлектронной и химической промышленности, а также реагентные наборы для работы медицинского оборудования, для исследований в области онкологии, иммунологии, гематологии и трансплантологии. Кроме того, в начале ноября Минпромторг разрешил ввозить без разрешения правообладателя около 40 марок алкоголя.
- Правовая база
Апрельский Приказ Минпромторга от 19.04.2022 № 1532 регламентирует более 50 категорий товаров, которые можно импортировать без согласия правообладателей. Среди них: автомобили — Toyota, Land Rover; бытовая техника — Electrolux, Philips; смартфоны и компьютеры — Apple, Asus, HP, а также локомотивы, цветы, цветные и черные металлы, одежда, обувь и другие товары легкой промышленности. В начале лета президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 28.06.2022 № 213, который легализует ввоз в страну продукции, маркированной товарным знаком правообладателя, но без его разрешения. Также, с 12 июля вступил в силу Приказ Минпромторга России от 03.06.2022 № 2299. В нем закреплен перечень товаров, в отношении которых не применяются требования о защите интеллектуальных прав со стороны правообладателей продукции, ввезенной по параллельному импорту.
Как бы ни хотелось чиновникам, но надежды, которые возлагались на параллельный импорт не всегда оправдываются. Этот инструмент не стал панацеей. Есть опасная тенденция образования дефицита по ряду товаров машиностроения. Об этом косвенно свидетельствует и статистика закупок.
По данным актуальной аналитики Контур.Торгов, за период с марта по ноябрь 2022 проведена 2091 закупка на поставку иностранных автомобилей и запчастей к ним популярных в России марок — Toyota, Ford, Volkswagen, Nissan, BMW, Renault, Chevrolet, Kia, Hyundai, Opel. Это на 3% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
«При этом на 5% увеличилось количество несостоявшихся торгов, в которых не было ни одного участника», – комментирует эксперт Контур.Торгов Василий Данильчик.
Участившиеся факты несостоявшихся торгов на закупку запчастей или на гарантийный ремонт иномарок говорят сами за себя. С лета поступают тревожные сигналы со стороны профессиональных объединений транспортной отрасли.
Два характерных примера из аналитики Контур.Торгов.
- Заказчик из Курганской области закупал тормозные колодки для иностранных автомобилей. Первая закупка опубликована в единой информационной системе (ЕИС) еще 28 июля 2022 года. Но электронный аукцион признали несостоявшимся — по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки на участие в закупке. Второй раз заказчик объявил тендер в сентябре. Результат аналогичный: ни одной заявки на участие. Третий раз закупку проводили в конце сентября. Электронный аукцион вновь был признан несостоявшимся, но поставщика все же нашли.
- Гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей. Сейчас гарантию предоставляет автодилер, который продает автомобиль в России. Производители иномарок ее больше не предоставляют. Из-за этого возникает риск того, что участники торгов не смогут проводить гарантийный ремонт иномарок своими силами. С ремонтом по гарантии возникают проблемы уже сейчас. Так, заказчик из Краснодарского края три раза размещал тендер на гарантийное обслуживание Toyota Camry. Первый раз 2 августа 2022 года, второй раз 28 августа, 16 сентября в третий раз — и он тоже не оказался успешным. При этом в прошлом году во всех одиннадцати проведенных закупках на услуги по ремонту иностранных автомобилей заказчик находил поставщиков с первого раза.
Переориентация спроса на китайский и иранский сегмент происходит слишком медленно. Об этом говорят данные автотрейдеров. Ассоциация российских автомобильных дилеров (РОАД) недавно пожаловалась, что запасов новых иномарок на складах осталось всего на месяц. Это примерно 20-30 тыс автомобилей, на складах.
Тем временем в России установлен рекорд продаж подержанных японских машин. По данным Автостата, в январе-ноябре в Россию было ввезено 221 300 легковых автомобилей с пробегом. Более 90% из них – из Японии. Сказывается резкий рост рыночных цен на продукцию автопрома, а также удобный для перекупщиков курс рубля.
При такой картине российские автосалоны начали торговать машинами, ввезенными по параллельным каналам. А когда СТО принялись их обслуживать, обнаружилось, что в Россию поступают, в том числе, комплектации, не предназначенные для эксплуатации в условиях северной Евразии. Также вскрылся дефицит запчастей на ряд марок (прежде всего, кузовных).
Следует понимать, что вторичные санкции (то есть – обращенные не столько против производителя, сколько против поставщика запрещенной продукции) представляют для российской экономики значительно большую опасность и эффект.
При таком раскладе санкции: компаниям-посредникам из третьих стран приходится выбирать между заработком на российском и потерей европейского рынка. Это одна из причин, формального отказа некоторых крупных китайских брендов микроэлектроники работать в РФ. Пока этот демарш носит сугубо дипломатический характер (то есть, после демонстрационных заявлений об уходе и сворачивании программ работа продолжается в прежнем ритме). Но сама тенденция является показательной.
Адекватным ответом на вторичные санкции является развитие симметричных контр-санкционных механизмов. Например – реформа таможенных правил – тонкая шпионская стратегия, позволяющая заниматься подменой кодов, при прохождении товара через границу; хитрости, вроде перецепа грузов; более сложные механизмы связанные с созданием фирм-прокладок для запутывания следа товара. Наконец, наиболее эффективным средством нейтрализации вторичных санкций являются международные расчеты за импортный товар в криптовалютах. Выдающихся успехов на этом поприще добился Иран, сумевший при помощи финансового блокчейна обойти технологическую блокаду и построить мощную экономику на фундаменте обратного инжиниринга (промышленного копирования деталей машин). При такой централизованной и осознанной политике криптовалюта становится супер-эффективным средством присвоения зарубежной интеллектуальной собственности. Подчеркнем централизованной и осознанной.
А вот с этим в России пока не задалось. Поэтому Законопроект об использовании криптовалют для международных расчетов, который рассчитывали принять до конца года, все никак не могут согласовать. Есть опасность, что его отложат в долгий ящик. Либо примут для иных неблагородных целей.
Вся соль не в крипте, а в том – с какой целью ее собираются легализовать.
А легализовать ее в России могут банально ради бесконтрольного параллельного импорта (безо всяких «мечт» про суверенное индустриальное развитие). Здесь же не Иран… И, в таком случае, эта легализация станет очередным бесконтрольным каналом для вывоза российских капиталов за границу.
На наш взгляд, оговорочки «для международных расчетов» в законопроекте о криптовалютах недостаточно. Должно быть словосочетание «только для международных расчетов» с обязательным указанием цели этих международных расчетов — «закупка продукции и технологий, предназначенных для ре-инжиниринга» . Иначе не в коня корм.
В сентябре премьер Михаил Мишустин поручил Минфину, Центробанку, Росфинмониторингу, ФНС и ФСБ до конца года выработать единую позицию по законам, регулирующим майнинг, а также выпуск и обращение цифровых валют. Но указанные органы достигнуть конструктивного консенсуса не смогли.
Вместо этого ЦБ завел уже ставшую мифом песню про тестирование криптовалют. С таким же успехом наш финансовый регулятор уже три года тестирует цифровой рубль. Можно потестировать еще пять лет или десять лет.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет