На недавней конференции в Сочи ФАС России представила свою концепцию развития конкуренции в изменившихся экономических условиях. Санкции и объективные требования научно-промышленной мобилизации привели к неизбежному усилению роли государства в закупках, – к централизации и монополизации некоторых процессов. Как изменится ли тактика работы главного антимонопольного органа страны в ответ на эти вызовы?
Действующее антимонопольное законодательство направлено, в первую очередь, на то, чтобы исключить воздействие субъективного фактора. То есть вмешательство конкретного должностного лица в принятие решения на основе норм конкурсной документации или извещения о закупке и федерального законодательства, которое регулирует данную сферу.
С введением электронных процедур и цифровизации такого рода нарушения в процедурной части, обусловленные человеческим фактором, отошли на второй план. Потому что сегодня в электронном виде происходит и размещение заявки, и проведение конкурентной процедуры, и заключение контракта: контроль за исполнением контракта также в значительной части переведен в цифровой формат.
В ФАС приветствуют завершившуюся реформу 44-ФЗ, как успешную. Закон о закупках действительно стал «законом прямого действия», который исключает двусмысленные трактовки и дает исчерпывающее описание процедур и процессов.
– В мире единицы государств, где процессы закупок выстроены настолько прозрачным образом, – считает заместитель руководителя ФАС России Петр Иванов.
К сожалению, эта прозрачность характерна только для половины экономической жизни страны. Но есть и другая, «темная» половина, в которой, преимущественно живет и работает российская промышленность, энергетика, научный сектор. Так, согласно актуальной статистике, объем закупок в России составляет около 13 трлн рублей по 44-ФЗ и более 24 трлн по 223-ФЗ. Как мы знаем даже из официальных заявлений, корпоративный раздел (закупки госкомпаний, естественных монополий, госкорпораций) остается самым неподотчетным для государства.
Практически 80% картелей, по данным ФАС, происходит в сфере государственных закупок. Различают два типа картельных нарушений. Это соглашения о сговоре между участниками закупок, и соглашения с заказчиками. По итогам 9 месяцев текущего года было рассмотрено 250 дел на общую сумму около 93 млрд рублей. За данный вид нарушения предусмотрена (в том числе) уголовная ответственность по статье №178. Однако, обнаружить сговор и его зафиксировать достаточно сложно. Лучшим средством борьбы с картелями остается автоматизация процессов, перевод закупок в электронный вид, формализация процедур…
Число “неквалифицированных” жалоб сократилось почти вдвое
Одним из наиболее трудозатратных направлений работы ФАС в последние годы всегда была обработка и рассмотрение поступающих жалоб. Однако развитие закона и совершенствование технических средств системы закупок, серьезно изменили ситуацию в лучшую сторону. Антимонопольный орган может направить высвободившиеся ресурсы на решение новых задач.
С принятием ФЗ-360 все жалобы оформляются через Единую информационную систему закупок (ЕИС). Это автоматически устранило ряд бюрократических вопросов, которые ранее тормозили работу системы («Поступала жалоба или нет? Когда она поступала? Должна она быть принята к рассмотрению или нет?»). Каждый шаг рассмотрения жалобы также теперь контролируется. Результатом стало резкое сокращение числа жалоб. Почему?
– Потому что, многие участники закупок раньше злоупотребляли этим инструментом для того, чтобы шантажировать заказчика, вымогая какие-то преференции, – поясняет Петр Иванов. – Заказчик не мог заключить контракт. Поскольку закупку оспаривали под предлогом нарушений в ходе проведения конкурентной процедуры.
Один из главных позитивных эффектов 360-ФЗ, как считают в ФАС, является отсечение возможности для профессиональных жалобщиков препятствовать заключению договоров. Количество жалоб сократилось на 39%. Это положительно скажется на хозяйственной деятельности в стране, в целом, на скорости реализации национальных проектов.
Это произошло за счет введения универсальной предквалификации. Теперь жалобу может подать тот, кто имел право участия в торгах. Также есть явная тенденция к повышению качества самих жалоб. Они стали более квалифицированными. – То есть жалуются, когда действительно есть нарушения, когда есть резонные основания считать, что нарушен порядок проведения конкурентной процедуры, – говорит Петр Иванов. – Если в прошлом году у нас количество обоснованных жалоб составило 37%, то сейчас – уже 44%.
Единственный поставщик и свобода конкуренции: как найти баланс?
После 24 февраля правовая картина закупок существенно изменилась. 46-ФЗ, принятый в марте текущего года в значительной степени либерализовал проведение конкурентных закупок. Такое же влияние оказал последующий ряд принятых подзаконных мер. Появилась норма, которая позволяет осуществлять закупки «под ключ». (Когда в один лот объединяют несколько видов работ: например, изыскание, проектирование, стройка и поставка оборудования.) Включились нормы, которые позволяют изменять существенные условия контракта. Переменными категориями стали не только срок и цена, но и все условия, вплоть до предмета контракта.
Потрясением для внутреннего рынка стала легализация закупок у единственного поставщика в рамках контрсанкционной поддержки экономики. Такое право было предоставлено руководству субъектов РФ, а в некоторых случаях, определенных субъектом РФ – даже на уровне муниципалитетов. – Понятно, что эти меры были необходимыми, – комментирует замглавы ФАС. – Но есть такое понятие как «злоупотребление правом». Мы видели какие, аргументы приводились в ходе дискуссии о принятии этих мер. Прекрасно понимали, что, скажем, при резком росте цен на компьютеры образовательное учреждение может не успеть провести конкурентную процедуру и останется без критически важного оборудования. Это касается закупок любой иной продукции, необходимой для обеспечения процессов, за которые, в конечном счете, несет ответственность государство. Однако, анализируя статистику за полгода после принятия 46-ФЗ, мы видим, как по-разному заказчики воспользовались этим правом.
Ряд субъектов, по данным ФАС, не воспользовались ей фактически ни разу! А ряд заказчиков, в первые недели заключили массу контрактов с единственным поставщиком, с колоссальным превышением цены контракта, по сравнению с теми, которые заключались на конкурентной основе.
По этой причине Антимонопольная служба намерена более пристально заниматься контролем применения за нормами 46-ФЗ.
– Возможность закупки у единственного поставщика, предоставленная законодательством не всегда должна быть использована, – поясняет Петр Иванов. – Ее следует использовать в конкретной причинно-следственной связи (недружественные действия, изменения цен на рынках, форс-мажорные факторы, которые требуют быстрых решений).
Существенным признаком, на который ФАС будет обращать внимание при трактовке подобных ситуаций, является количество участников торгов. Антимонопольная служба фиксирует, что число участников торгов, за счет предоставления права закупки у единственного поставщика – существенно снижается. А значит, падает и уровень конкуренции.
В Минфине рекомендуют главам регионов активнее прибегать к конкурентным процедурам, там где это возможно. Короткий аукцион занимает максимум 21 день. Для двухмиллиардной закупки – это не такой уж значительный срок, считают в министерстве.
– При прочих равных условиях не нужно прибегать к единственному поставщику, – советует заместитель министра финансов Алексей Лавров.
То же самое касается изменения существенных условий контракта. Нельзя подрывать принцип твердости цены и условий конкуренции в тех случаях, когда нет безвыходной ситуации.
– Контролирующим органам необходимо вести анализ таких случаев и их негативных последствий, – говорит Лавров.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет