Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области
Теги: #Правоприменительная практика

I. Обзор законодательства

1.1. Вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 716 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1169 и о признании утратившими силу отдельных положений акта Правительства Российской Федерации» (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204220019)

22 апреля вступили в силу изменения, внесенные в постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1169 «О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга»

В частности, с указанной даты с 50 млн руб. до 250 млн руб. увеличен минимальный порог общей стоимости договоров, которые должны быть заключены в предшествующем календарном году конкретными заказчиками, включенными в утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19 апреля 2016 г. № 717-р перечень, превышение которого служит основанием для оценки соответствия проектов планов закупки, проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектов изменений, вносимых в такие планы, разрабатываемых указанными заказчиками.

Мониторинг соответствия в отношении документов указанных заказчиков проводится органами исполнительной власти субъектов РФ и (или) созданными ими организациями, если общая стоимость договоров, заключенных заказчиками за предшествующий календарный год, превышает 250 млн руб. и если годовой объем их выручки от продажи продукции или величина активов за предшествующий календарный год не превышает 500 млн руб. Мониторинг соответствия планов автономных учреждений субъекта РФ проводится указанными органами, если общая стоимость договоров учреждения за предшествующий календарный год не превышает 250 млн руб.

1.2. На официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 01.05.2022 № 123-ФЗ «О внесении изменения в статью 39-8 Земельного кодекса Российской Федерации» (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202205010004?index=0&rangeSize=1)

Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Напомним, что данный Федеральный закон позволит уточнить сроки аренды земельных участков для застройщиков-инвесторов, чтобы они могли своевременно завершить масштабные инвестиционные проекты.

Федеральный закон был разработан в целях устранения правовой неопределенности в законодательстве относительно определения срока аренды земельного участка, который без проведения торгов предоставляется застройщикам для реализации инвестиционного проекта. Сейчас срок предоставления в аренду публичных земель для строительства и реконструкции зданий, сооружений составляет от 3 до 10 лет, однако на практике возникают случаи, когда этого недостаточно для успешного завершения работ.

В связи с этим застройщики-инвесторы не могут в установленные сроки завершить свои проекты. Кроме того, из-за отсутствия правовых оснований для заключения нового договора аренды им приходится расторгать договор по реализации инвестпроекта, что влечет за собой необоснованные расходы и затраты.

В декабре 2021 года принят Федеральный закон от 06.12.2021 № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который усовершенствовал порядок оформления прав на объекты капитального строительства. Теперь застройщику больше не нужно специально идти в Росреестр и подавать заявление о регистрации права собственности на такой объект. За него это сделает уполномоченный орган власти – он одновременно направит заявление о кадастровом учете объекта и о регистрации права собственности застройщика.

Федеральный закон от 30.12.2021 № 449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расширил возможности застройщиков при подаче в Росреестр электронного пакета документов на регистрацию прав дольщиков. Теперь застройщик вправе отсканировать передаточный акт (иной документ о передаче объекта долевого строительства), заверить его своей усиленной квалифицированной электронной подписью и направить в Росреестр.

В июле 2020 года вступил в силу федеральный закон от 13.07.2020 № 202-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который существенно сократил для застройщиков основания для приостановок и отказов при государственном кадастровом учете и регистрации прав. В законе прописана возможность ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства при разнице (до 5%) в фактической площади построенного объекта с проектной документацией и разрешением на строительство. Чётко установлены пределы правовой экспертизы документов. Таким образом, застройщики во многом могут избежать задержек с вводом объектов в эксплуатацию, и как следствие – в срок отдать ключи собственникам квартир.

1.3.   Федеральный конституционный закон от 01.05.2022 № 2-ФКЗ
«О внесении изменения в статью 121 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования
в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым
и города федерального значения Севастополя»

Цель: нивелирование последствий санкций в отношении РФ

Суть: до 31 декабря 2024 года продлен особый порядок выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в сфере строительства. Ранее он был установлен до 31 декабря 2022 года.

Охват: заказчики и участники закупок

1.4. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2022
№ 733 «О внесении изменений в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных
и муниципальных нужд»

Цель: скорректирован перечень медицинских изделий одноразового применения из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для госзакупок

Суть: В большинстве позиций изменены коды видов медизделий и их классификационные признаки. В группу расходных материалов для аппаратов ИВЛ включены расходные материалы для наркозно-дыхательных аппаратов.
При установлении ограничений допуска должны совпадать классификационные признаки медизделия, а также его код по номенклатурной классификации.

Охват: медицинские организации, участники закупок

1.5.   Постановление Правительства Российской Федерации
от 30.04.2022 № 794 «Об особенностях определения объема работ, предусмотренных государственным или муниципальным контрактом (этапом исполнения контракта), за невыполнение которого подрядчик выплачивает заказчику штраф, и определения размера такого штрафа»

Цель: скорректирован порядок определения размера штрафа в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам

Суть: Объем работ определяется исходя из количества невыполненных рейсов, протяженности маршрута таких перевозок и продолжительности рейса. Порядок отнесения рейсов к невыполненным рейсам устанавливается заказчиком. За невыполнение объема работ подрядчиком выплачивается штраф в размере 1% стоимости объема работ.

Охват: заказчики и подрядчики.

II. Правовые новости

2.1. ЦБ РФ снизил ключевую ставку.

С 4 мая ключевая ставка равна 14%, что на 3 процентных пункта меньше предыдущего значения. Напомним, уменьшать показатель регулятор стал с начала апреля. В феврале ЦБ РФ дважды повышал ключевую ставку, причем с 28 февраля она увеличилась более чем в 2 раза.

ЦБ РФ указал, что риски для ценовой и финансовой стабильности перестали нарастать, а темпы инфляции замедлились.

По плану следующий раз регулятор обратится к вопросу ключевой ставки 10 июня.

Источник: http://www.consultant.ru/legalnews/19170/

2.2. “РТС-тендер” приобрела ЭТП ОТС для усиления позиций в сегменте закупок госкомпаний.

ООО “РТС-тендер” (оператор одноименной электронной торговой площадки) завершило приобретении 100% акций АО ОТС (оператор ЭТП, специализирующейся, в частности, на проведении закупок госкомпаний), говорится в сообщении “РТС-тендера”.

Параметры сделки компании не раскрывают. При этом в сообщении “РТС-тендера” отмечается, что OTC продолжит работу под собственным брендом.

“Суть сделки – стратегическое сотрудничество в сегменте закупок госкомпаний, – сказал гендиректор “РТС-тендера” Владимир Лишенков, слова которого приводятся в сообщении. – Площадка ОТС.ru хорошо себя в нем рекомендует, демонстрирует стабильный рост и выделяется полным циклом работы с заказчиками. Это высококачественный актив, который усилит наш статус-кво как группы, предлагающей оптимальные решения во всех сегментах закупок”.

При этом в сообщении отмечается, что сделка нацелена на усиление клиентского предложения OTC в сегменте 223-ФЗ (закупки госкомпаний – ИФ) в части создания максимально развитой и надёжной цифровой инфраструктуры с наивысшим уровнем защиты информации.

“Партнерство с крупным игроком позволит усовершенствовать все наши существующие сервисы как для заказчиков, так и для поставщиков, а также реализовать новые совместные проекты, – добавил, в свою очередь, гендиректор ОТС Денис Патрунин. – Тем самым усилит наши позиции на рынке сервисов для закупок”.

Стоит отметить, что ранее ОТС, как и “РТС-тендер”, входила в группу Совкомбанка – до середины прошлого года банк и его дочерняя компания “РТС-холдинг” (владела 100% “РТС-тендер”) владели 100% акций АО ОТС. Тогда компания была продана АО “Текса”, бенефициарным владельцем которого является Иван Дарманян.

“Решение о продаже актива принято в рамках последовательной реализации стратегии развития бизнеса электронных закупок и торгов, предполагающей усиление фокуса в сторону классического коммерческого сегмента”, – говорилось в сообщении Совкомбанка.

Причем незадолго до этого “РТС-тендер” приобрела за 2,8 млрд рублей 100% акций АО “Центр развития экономики” (ЦРЭ), которое является оператором ЭТП B2B-Center, специализирующейся на проведении закупок в коммерческом сегменте.

Сама “РТС-тендер” является одной из восьми ЭТП, отобранных правительством РФ для проведения госзакупок и закупок госкомпаний у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). При этом у значительного числа крупнейших госкомпаний доля закупок у субъектов МСП составляет 40-60%. Более того, госкомпании постепенно переводят на ЭТП для госзакупок и все остальные свои закупки.

В первой половине апреля текущего года “РТС-тендер” перестала быть дочерней структурой подсанкционного Совкомбанка. Новыми владельцами ЭТП стал менеджмент компании, а также председатель совета директоров “СПБ биржи” Иван Тырышкин и Кирилл Толчеев (являлся председателем совета директоров Современного коммерческого инновационного банка (СКИБ), который был присоединен к ПАО “Совкомбанк”).

По данным Минфина, в 2020 году на ОТС было размещено 3,77% извещений госкомпаний о проведении закупок. При этом доля таких закупок в стоимостном выражении составила 1,67% от общего объема закупок госкомпаний.

Выручка АО ОТС за 2020 год (данные за 2021 год компания еще не раскрывала) составила 749 млн рублей, а чистая прибыль – 50 млн рублей.

Выручка “РТС-тендер” за 2021 год достигла 3,2 млрд рублей, а чистая прибыль – 1 млрд рублей.

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2456

2.3. На Цифровой платформе МСП.РФ размещен спрос крупных производственных компаний и ритейлеров на продукцию малого и среднего бизнеса.

На Цифровой платформе МСП.РФ оцифрован и представлен спрос крупных производственных компаний и ритейлеров из России и Белоруссии на поставку продукции в рамках сервиса «Производственная кооперация и сбыт».

Теперь малый и средний бизнес в режиме онлайн может проанализировать спрос и направить свое коммерческое предложение по более чем 11 тыс. позиций таким компаниям, как КамАЗ, Минский тракторный завод, РЖД, «Ростелеком», «Интер РАО», а также ритейлерам X5 Group, «Магнит», «Метро» и другие. Список компаний и география спроса будут постоянно обновляться и расширяться.

Данный функционал позволяет крупным компаниям и ритейлерам найти себе проверенных МСП-поставщиков, в том числе импортозамещающей продукции, а малому и среднему бизнесу – новый канал сбыта своих товаров.

Покупателем продукции сельхозпроизводителей могут стать не только крупные компании, но и небольшие рестораны, кафе, гостиницы – все, у кого есть спрос на качественную фермерскую продукцию. Подобрать себе поставщика в конкретном регионе можно через реестр поставщиков продуктов питания.

«Через сервис мы помогаем малому и среднему бизнесу из сферы производства и сельского хозяйства найти себе проверенных поставщиков, в том числе импортозамещающей продукции, а также покупателей своих товаров. Создается своеобразная онлайн-биржа контактов и каталог продукции проверенных поставщиков и покупателей. Например, рестораторы через реестр могут найти поставщика продуктов питания, а крупные производственные предприятия – замену ушедшим иностранным фирмам и восстановить цепочки поставок товаров», — пояснил генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич.

Одновременно для предпринимателей в рамках сервиса появился доступ к информации о долгосрочном спросе на продукцию крупных компаний с госучастием. Сейчас оцифровано и размещено порядка 3 тыс. позиций.

«Предприниматели также могут изучить этот спрос и подать заявку на участие в программе «Выращивание» для подготовки к закупкам по 223-ФЗ. Она будет реализовываться в пилотном режиме», – добавил Исаевич.

С момента запуска сервиса «Производственная кооперация и сбыт» в начале апреля витриной закупок малого объема воспользовались более тысячи компаний. Уже заключено по 223-ФЗ почти 80 договоров на 31 млн рублей. Параллельно в реестр промышленных компаний было включено 13 тыс. компаний, и их общее количество достигло 22 тыс. Новый сервис также помог 450 компаниям найти «точки соприкосновения» с потенциальными партнерами, провести переговоры и обменяться коммерческими предложениями, еще почти 150 предпринимателей договариваются о заключении договоров.

Цифровая платформа создана Корпорацией МСП и Минэкономразвития и запущена в эксплуатацию в начале февраля 2022 года. Проект развивается в соответствии с нацпроектом по поддержке предпринимательства. Его курирует первый заместитель председателя Правительства РФ Андрей Белоусов.

Источник: http://zakupki-portal.ru/novosti/main-news/na-cifrovoj-platforme-msprf-razmeshchen-spros-krupnyh-proizvodstvennyh-kompanij-i-ritejlerov-na-produkciyu-malogo-i-srednego-biz/

2.4. ФАС России напоминает, что «самозанятые» граждане могут участвовать в «закрытых» торгах на аренду госимущества.

Ранее к таким торгам допускались только организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства

Возможность участия в «закрытых» торгах – это одна из мер поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, предусмотренная приказом ФАС России. Она позволяет, к примеру, арендовать имущество у государства по цене ниже рыночной.

Федеральная антимонопольная служба внесла изменения в правила проведения торгов на право заключения договоров аренды, безвозмездного пользования или доверительного управления имуществом, за счет чего «самозанятые» граждане могут участвовать в конкурсах и аукционах на право аренды госимущества наравне с другими представителями малого и среднего бизнеса.

Источник: https://fas.gov.ru/news/31929

2.5. Росреестр подвёл итоги реализации «лесной амнистии» к 1 апреля 2022 года.

С момента вступления в силу Закона «о лесной амнистии» (11 августа 2017 года) из Единого государственного реестра недвижимости исключены дублирующие сведения о 45 тыс. лесных участках, исправлены реестровые ошибки (устранены пересечения границ) в сведениях ЕГРН о 6,9 тыс. лесных участках, сообщила заместитель руководителя ведомства Татьяна Громова.

«Вместе с региональными органами власти мы проводим комплексную работу по формированию полного и точного реестра недвижимости, в том числе в рамках «лесной амнистии». Всего с момента начала реализации закона площадь лесных участков в данных ЕГРН уменьшена на 243,5 млн га за счет устранения пересечения границ лесных участков с границами других лесных участков и земель иных категорий», – сообщила Татьяна Громова.

За весь период действия закона о «лесной амнистии» введенная им статья 60.2 Закона о регистрации применена органом регистрации прав 88,3 тыс. раз, из них по инициативе Росреестра – 70,8 тыс. раз (80,2%); порядка 17,5 тыс. (19,8%) инициированы правообладателями (ими были поданы заявления о проведении учётно-регистрационных действий), органами государственной власти.

Наибольшая активность заявителей отмечена в Московской области (9416 заявлений), Ленинградской области (2079 заявлений), Республике Карелия (1357 заявлений), Иркутской области (836 заявлений), Владимирской области (763 заявления).

Росреестром на постоянной основе обеспечивается методическое сопровождение применения органами регистрации прав Закона «о лесной амнистии». В I квартале 2022 г. в регионах продолжалась работа по разработанным Росреестром совместно с Рослесхозом и Росимуществом рекомендациям для территориальных органов ведомств и органов государственной власти субъектов РФ, уполномоченных в области лесных отношений.

В рекомендациях предложен новый подход к проведению последовательного анализа сведений ЕГРН о лесных участках исходя из площади лесничеств, в границах которых они расположены. Данный подход положительно зарекомендовал себя в Московской области.

К концу I квартала 2022 г. в рамках работы по рекомендациям проанализированы сведения ЕГРН о 228 тысячах лесных участков, в результате из ЕГРН исключены дублирующие сведения о 10,1 тысячах лесных участков, по заявлениям представителей Росимущества (его территориальных органов) в отношении 2,6 тысяч лесных участков зарегистрировано прекращение аренды, срок которой истек.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/rosreestr-podvyel-itogi-realizatsii-lesnoy-amnistii-k-1-aprelya-2022-goda/

2.6. Росреестр представил первый в 2022 году дайджест законодательных изменений в сфере земли и недвижимости.

На сайте Росреестра опубликован дайджест законодательных изменений за I квартал 2022 года. Документ разработан для разъяснения правовых нововведений в сфере земли и недвижимости представителям органов власти, профессионального сообщества и гражданам.

В новом дайджесте описаны законодательные изменения, предусмотренные антикризисным планом Правительства РФ по обеспечению развития экономики страны. Принятые нормы ориентированы на поддержание строительного комплекса и других участников предпринимательского сообщества.

«Строительный сектор всегда и во все времена был драйвером развития экономики. Поэтому, чтобы поддержать отрасль, также принят широкий комплекс антикризисных мер. Они направлены не только на обеспечение наших граждан новым комфортным жильём, но и помогут загрузить смежные отрасли», – подчеркнул председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.

14 марта 2022 года вступил в силу федеральный закон № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В сфере регистрации недвижимости принятый закон исключает двойную проверку наличия правоустанавливающих документов на землю при вводе объекта в эксплуатацию и уточняет законодательные положения применительно к объектам в водоохранных зонах и в зонах затопления и подтопления в целях повышения прозрачности процедуры государственного кадастрового учета и регистрации прав.

Закон также вводит упрощенный порядок оформления прав на объекты государственной и муниципальной собственности, права на которые возникли при разграничении госсобственности в 1991 году. Для государственного кадастрового учета и регистрации прав на данные объекты может быть использована выписка из соответствующего реестра государственной или муниципальной собственности.

27 февраля 2022 года вступил в силу закон № 9-ФЗ «О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации», устраняющий препятствия реализации гражданами и юридическими лицами права на предоставление в собственность земельных участков во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Один из разделов дайджеста посвящен изменениям в сфере федерального государственного контроля (надзора). 10 февраля 2022 года вступило в силу (за исключением отдельных положений) Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2022 г. № 126, которое установило ключевой показатель федерального государственного земельного контроля (надзора) и его целевое значение. Начали действовать приказы Росреестра № П/0011 о применении проверочного листа при осуществлении земельного надзора и № П/0005 о применении оценочного листа для оценки соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении геодезической и картографической деятельности

Дайджест также описывает новые нормативные правовые акты, регламентирующие выполнение кадастровых работ. Так, в феврале 2022 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 48, определившее перечень случаев, при которых ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» вправе выполнять кадастровые работы и осуществлять подготовку документов, необходимых для внесения сведений в ЕГРН.

Кроме того, в дайджесте отражены изменения в правовых нормах, которые установлены:

  • Постановлением Правительства РФ от 27 января 2022 г. № 59;
  • Постановлением Правительства РФ от 10.02.2022 № 146;
  • Приказом Росреестра от 24.05.2021 № П/0217 «Об установлении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке»;
  • Приказом Росреестра от 14.12.2021 № П/0592 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке»;
  • Приказом Росреестра от 15.03.2022 № П/0082 «Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений»;
  • Приказом Росреестра от 04.03.2022 № П/0072 «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений».

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/rosreestr-predstavil-pervyy-v-2022-godu-daydzhest-zakonodatelnykh-izmeneniy-v-sfere-zemli-i-nedvizhi/

2.7. Росреестр: спрос на услугу выездного обслуживания вырос на 40%.

Более 110 тыс. пакетов документов на получение государственных услуг в сфере оборота недвижимости обработали специалисты Росреестра в рамках выездного обслуживания в I квартале 2022 года. Показатель вырос на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

При этом 102 тыс. пакетов документов принято для постановки на кадастровый учет и регистрацию прав и доставлено заявителям. Это на 31 тысячу больше, чем годом ранее. Количество услуг на прием запросов о предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и доставку подготовленных документов увеличилось на 33%, составив 7,5 тыс.

В перечень регионов-лидеров по числу принятых и выданных пакетов документов вошли Саратовская область (15 тыс.), Алтайский край (9 тыс.), Волгоградская область (7 тыс.), Краснодарский край (7 тыс.) и Ростовская область (6 тыс.).

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/rosreestr-spros-na-uslugu-vyezdnogo-obsluzhivaniya-a-vyros-na-40/

2.8. Росреестр разъяснил, какие хозяйственные постройки нужно регистрировать.

С приходом теплой погоды одним из самых популярных мест для пребывания граждан становятся дачи, в связи с чем, есть вопрос, волнующий всех: нужно ли регистрировать права на хозяйственные постройки, которые расположены на участке?

Хозяйственные (вспомогательные) постройки – что это?

Для начала нужно разобраться, что относится к хозяйственным (вспомогательным) постройкам. Это сараи, бани, теплицы, уличные туалеты и душевые, а также иные сооружения, располагающиеся на участке, но не являющиеся жилыми. Другими словами, это строения, которые имеют связь с основным зданием и выполняют вспомогательную или обслуживающую функцию.

Права на какие постройки нужно регистрировать?

Чтобы зарегистрировать права на постройку, необходимо осуществить её постановку на кадастровый учёт в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости» это одновременная процедура. При этом не все сооружения (вспомогательные постройки) являются «недвижимостью», то есть объектами, в отношении которых осуществляется кадастровый учет и на которые регистрируются права.

К основным признакам недвижимого имущества, права на которое подлежат регистрации, можно отнести:

– наличие у постройки фундамента, прочная связь объекта с землей, когда перемещение такого объекта невозможно без несоразмерного ущерба его назначению;

– материал, из которого изготовлен объект (цельные материалы, а не сборные части).

Если постройка подходит под эти критерии, права на неё необходимо зарегистрировать. Объект, который под них не подпадает, не подлежит постановке на кадастровый учет и права на него не регистрируются.

Чаще всего вместе с жилым домом граждане регистрируют права на капитальные гаражи, бани и различные пристройки для животных. Разборные теплицы, беседки и навесы, уличные душевые кабины и туалеты, а также другие негабаритные сооружения можно ставить на своём участке без постановки на кадастровый учет и регистрации прав на них.

Есть ли дополнительные требования к таким постройкам?

Есть нюанс, на который нужно обращать внимание – то, какой вид разрешенного использования у вашего участка. Так, если земельный участок предназначен для ведения огородничества, то возводить объекты капитального строительства на нём нельзя. Можно размещать только хозяйственные постройки для хранения инвентаря и урожая, не являющиеся объектами недвижимости. А вот на садовом участке размещать капитальные вспомогательные постройки, прочно связанные с землей, можно.

2.9. Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об авансировании договоров (государственных контрактов) о поставке промышленных товаров для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд обороны страны и безопасности государства»

https://regulation.gov.ru/projects#npa=126933

(ID проекта: 01/01/04-22/00126933), разработчик Минпромторг России

Цель: обеспечение устойчивого развития станкоинструментальной отрасли и ускорение процесса наращивания производственных мощностей по выпуску востребованной продукции для многих отраслей промышленности, в частности стратегических отраслей

Суть:

Проектом устанавливается перечень продукции, при закупке которой получатели средств федерального бюджета должны устанавливать в контрактах аванс минимум 90% от их цены, но не более лимита бюджетных обязательств.

Указанный аванс устанавливается в следующих случаях:

  • контракт заключается в 2022 – 2024 годах для государственных
    и муниципальных нужд, а также для нужд обороны страны и безопасности государства;
  • в отношении товаров из перечня был установлен запрет на допуск.

Охват: заказчики и участники закупок.

III. Судебная и административная практика

3.1. Постановление Владимирского УФАС России от 13.04.2022 по делу №; 033/04/7.32.3-146/2022

Заказчик осуществлял закупку в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). В закупочной документации было установлено требование о наличии у участников из числа СМСП статуса изготовителя товара или дилера. Если такого статуса нет, от них надо получить документы в подтверждение права на поставку.

Антимонопольный орган решил, что такие действия не соответствуют законодательству, поскольку ограничивают конкуренцию. В частности, Владимирское УФАС России разъяснило, что установленные заказчиком условия закупки не дают оценить опыт и не гарантируют качество поставки. Они ограничивают конкуренцию. Так, на участие в тендере подали только 2 заявки. Одна из них не отвечала требованиям документации.

Вместе с тем участник может поставить товар и без документов от производителя или дилера, поскольку указанные лица не обязаны отвечать на запросы, поэтому можно пропустить срок подачи заявок и не получить документы.

Кроме того, по Закону № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке среди СМСП нельзя требовать документы о праве на поставку товара.

3.2. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.04.2022 № Ф01-1198/2022 по делу № А43-24178/2021

Акционерное общество “Волго-Вятская пригородная пассажирская компания” (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее соответственно – Управление, антимонопольный орган).

Судом первой инстанции заявленные требования были удовлетворены, апелляционная инстанция поддержала принятое решение.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Исследовав материалы дела, кассационная инстанция установила, что Общество проводило закупку в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). Предметом закупки были услуги по внутренней уборке железнодорожного подвижного состава. На проводимую закупку была подана жалоба, в результате рассмотрения которой она была признана обоснованной. По мнению Управления, Общество неправомерно установило такой критерий оценки заявок на участие в закупке, как “Наличие опыта оказания услуг по уборке железнодорожного подвижного состава в 2018 – 2020 годах”. Данный критерий, по мнению Управления, создал барьер для участия в закупке иных организаций, имеющих опыт выполнения аналогичных работ на иных объектах.

Общество не согласилось с позицией антимонопольного органа и обратилось в суд. Судебные инстанции поддержали позицию Общества.

В свою очередь Арбитражный суд Волго-Вятского округа также не нашел оснований для отмены принятых ранее по делу судебных актов и разъяснил, что Законом № 223-ФЗ заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Предметом спорной закупки являлось оказание услуг по внутренней уборке железнодорожного подвижного состава, которые имеют специфические особенности по сравнению с уборкой помещений и при выполнении которых должны соблюдаться требования законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

3.3.  Решение Ленинградского УФАС России от 29.04.2022 по делу № 047/10/18.1-878/2022

Комиссией Ленинградского УФАС России (далее – Комиссия) была рассмотрена жалоба о неправомерном отказе в допуске к участию в аукционе на право заключения договора купли-продажи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссия установила, что податель жалобы не был допущен к участию в аукционе в связи с пропуском срока перечисления задатка. При этом Комиссия обратила внимание, что согласно извещению о проведении аукциона, задаток для участия в аукционе должен быть перечислен на 3 тря раньше срока окончания приема заявок.

Комиссия посчитала, что установленное в извещении требование о перечислении задатка ранее срока окончания приема заявок не соответствует действующему законодательству, поскольку Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ) не предусмотрено основание недопуска заявителя к участию в аукционе в связи с непоступлением задатка на какую-либо иную дату, кроме даты рассмотрения заявок на участие в аукционе.

ЗК РФ не предусматривает права Организатора торгов устанавливать срок поступления задатка. Устанавливая меньший срок поступления задатка, чем до даты рассмотрения заявок, организатор торгов фактически лишает потенциальных участников аукциона возможности подать заявку в последние 1-3 дня до окончания срока подачи заявок с учетом банковских дней для поступления задатка.

3.4. Госконтракт расторгли по соглашению сторон – ВС РФ не дал взыскать неустойку за просрочку

Суть: подрядчик выполнил часть работ с нарушением срока. Заказчик начислил пени, и стороны расторгли контракт по соглашению сторон. Заказчик потребовал в суде взыскать неустойку, поскольку подрядчик ее не выплатил.

Выводы судов: Судами трех инстанций было отказано:

  • в соглашении о расторжении контракта стороны установили, что частично выполненные работы приняли и оплатили полностью без претензий;
  • в приемочном документе санкций к подрядчику нет. Итоговую сумму оплаты в нем указали без вычета пеней;
  • заказчик не потребовал неустойку ни при приемке, ни при оплате, ни при расторжении контракта.

Определение ВС РФ от 18.04.2022 № 305-ЭС22-4253 по делу № А41-27447/2021

3.5. ВС РФ подтвердил, с какой даты начислять пени за просрочку исполнения госконтракта

Суть: стороны заключили контракт на работы. Согласно контракту, результат надо сдать до 20 декабря. Результаты были сданы только через год.

Заказчик начислил пени с 20 декабря: по его мнению, предлог «до» означает окончание срока 19 декабря. Подрядчик их не выплатил. Заказчик обратился в суд.

Выводы судов: Суды его поддержали, но скорректировали расчет неустойки, поскольку:

  • срок сдачи работ — до 20 декабря. Значит, просрочка не могла возникнуть ранее 21 декабря;
  • предлог «до» не влияет на дату ее начала. Этот подход применяют
    в судебной практике. Другого правила о том, как исчислять сроки с формулировкой «до указанного числа», в законодательстве нет.

Определение ВС РФ от 15.04.2022 № 303-ЭС22-4943   

11 мая 2022, 13:15
361
Теги: #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.