14.02.2022 – 20.02.2022
ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
- РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
1.1. Приказ Федерального казначейства от 12.01.2022 № 2н
(Зарегистрирован 17.02.2022 № 67333)
Утвержден порядок направления Федеральным казначейством в Федеральную антимонопольную службу сведений, включенных в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну.
1.2. Постановление Правительства РФ от 15.02.2022 № 175 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 августа 2016 г. № 832»
Исключена возможность направления заказчику окончательных предложений на участие в определении поставщика при осуществлении госзакупок происходящих из иностранных государств пищевых продуктов, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска
Кроме того, установлено, что заявки на участие в определении поставщика должны соответствовать требованиям документации о закупке только в случае, если Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрена такая документация.
Постановление вступает в силу с 1 января 2022 года.
1.3. Проект Федерального закона № 72242-8 «О внесении изменения в статью 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (подробнее здесь) внесен для рассмотрения в Государственную Думу.
Законопроект предусматривает внесение изменений в пункт 28 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) в части регламентации закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту, больному редким (орфанным) заболеванием.
Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, касающиеся определения возможности закупки лекарственных препаратов по торговому наименованию, которые предназначены для назначения пациенту, больному редким (орфанным) заболеванием.
1.4. Проект поправок к проекту федерального закона №1145363-7 «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» рассмотрен на заседании Правительства РФ от 17.02.2022
Проект поправок направлен на предотвращение конфликта интересов в случае привлечения к исполнению государственных и муниципальных контрактов субподрядчиков (соисполнителей) из числа юридических лиц, подконтрольных руководителю заказчика, его заместителю, члену комиссии по осуществлению закупок, руководителю контрактной службы заказчика, контрактному управляющему, а также супругам, близким родственникам и свойственникам. Проектом поправок предлагается внести изменения, предусматривающие установление обязанности должностных лиц заказчика принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов при осуществлении закупок, в том числе с учётом предоставленной заказчику информации обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более 10% цены контракта.
1.5. На сайте regulation.gov.ru опубликовано уведомление о разработке проекта нормативного правового акта «О внесении изменения в приложение 2 к Положению об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г.
№ 2604» (подробнее здесь), разработчик Минфин России.
Круг лиц, на которых будет распространено действие нормативного правового акта: заказчики аудиторских услуг;
Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта: реализация Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 3709-р. Пункт 1.7 Плана мероприятий по реализации Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 февраля 2021 г. № 68;
Краткое описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования: повышение значимости качественных критериев оценки заявок на участие в закупке аудиторских услуг с целью предотвращения недобросовестной практики проведения закупки таких услуг;
Дата начала общественного обсуждения 16 февраля 2022 г.
Дата окончания общественного обсуждения 2 марта 2022 г.
1.6. На сайте regulation.gov.ru опубликовано уведомление о разработке проекта нормативного правового акта «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719 «О подтверждение производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (подробнее здесь), разработчик Минпромторг России.
Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта: Корректировка дат исполнения определенных операций при изготовлении оборудования;
Краткое описание проблемы: Отсутствует возможность исполнения определенных операций при изготовлении турбин на водяном паре и прочих паровых турбин;
Круг лиц: Заинтересованные лица и организации;
Краткое изложение целей регулирования: проект постановления подготовлен в целях дополнения требований к указанной продукции обусловлено необходимостью расширения перечня требований к промышленной продукции, предъявляемых в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации;
Дата начала публичного обсуждения 18 февраля 2022 г.
Дата окончания публичного обсуждения 15 марта 2022 г.
1.7. Минфин России разъяснил нюансы применения доптребований к участникам госзакупок и порядка оценки их заявок.
С 1 января действуют новые доптребования к участникам закупок. Их сгруппировали в разделы в зависимости от сферы товаров, работ, услуг.
Ведомство отметило: вид или сфера деятельности заказчика не образует условия для применения таких требований (с. 7 письма). Отметим, в административной практике есть иное мнение.
С указанной даты обновили и порядок оценки заявок участников закупок. При оценке по критерию “цена контракта” 100 баллов присваивают заявке с лучшим ценовым предложением. Другим заявкам баллы начисляют после сравнения с лучшей ценой. Среди прочего ведомство привело пример расчета.
Оно также отметило: если иное ценовое предложение выше лучшего минимум в 2 раза, результат вычисления станет отрицательным. Это значит, что оно многократно хуже лучшего и ему надо присвоить 0 баллов (с. 8–9 письма).
Письмо Минфина России от 14.02.2022 N 24-01-09/10138
1.8. <Информация> ФАС России “С 1 января 2022 года действует новая система закупок услуг по организации питания детей”
ФАС напоминает, что с 1 января 2022 года услуги общественного питания и закупка продуктов в образовательных, медицинских, социальных организациях, а также учреждениях по организации отдыха детей и их оздоровления проводятся по новым правилам
Для закупок подобных услуг на сумму свыше 500 тысяч рублей установлена специальная предквалификация. Участнику закупки необходимо представить сведения о наличии опыта исполнения аналогичных договоров. При этом цена оказанных услуг и (или) поставленных товаров по договору должна составлять не менее 20% НМЦК.
Кроме того, для эффективной борьбы с распространением некачественных продуктов создана государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, – ООО “Оператор-ЦРПТ”.
В то же время ФАС обращает внимание, что качество поставляемого товара должно проверяться непосредственно во время приемки продуктов. Заказчики должны проводить выборочную проверку партии и сверять фактическое качество молока, мяса и других продуктов с заявленными в контракте характеристиками. В случае выявления нарушения заказчик имеет право отказаться от приемки продукции.
ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
2.1. Алексей Лавров: основная задача 2022 — введение в действие новаций оптмизационного закона и мониторинг правоприменительной практики.
Оптимизационный закон 360-ФЗ, принятый в 2021 году, содержит все ключевые изменения в сфере госзакупок. При этом в текущем году Минфин России планирует внести дополнительные новации в закупочный процесс. Об этом рассказал замминистра финансов Алексей Лавров на сессии «Новации закупочного законодательства 2022 года» межрегиональной конференции “Государственные и корпоративные закупки. Цифровая экономика”.
«Главная новация оптимизационного закона – перевод всего закупочного процесса в электронную форму. Впервые появляется возможность контролировать сроки оплаты контракта», – отметил Алексей Лавров.
«Электронный документооборот сократит случаи недобросовестной конкуренции и привлечёт исполнителей не только на федеральном, но и на региональном и местном уровнях», – добавил замминистра.
Он также напомнил об упрощении закупок для небольших заказчиков. Так, с этого года заказчики с объемом закупок до 100 миллионов в год могут пользоваться более быстрым и простым способом закупок – запросами котировок. «С прошлого года доля запроса котировок в общем объёме закупок возросла. Аналогичный рост мы ожидаем и в этом году», – сказал замминистра.
Кроме того, будет продолжена работа над законопроектом по расширению сферы применения офсетных контрактов. Предлагается снизить потолок цены контракта до 100 млн рублей, а также обеспечить возможность проведения совместных межрегиональных офсетных контрактов.
В конце своего выступления Алексей Лавров затронул вопрос удорожания строительных контрактов.
«Проблема удорожания стройматериалов в настоящее время стоит остро. Действующий механизм господдержки обеспечивает необходимую гибкость при реализации контрактов. В дальнейшем необходимо продолжать осуществлять мониторинг цен и переходить к более обоснованным методам определения начальной максимальной цены контрактов», – добавил замминистра.
Источник: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=37770- aleksei_lavrov_osnovnaya_zadacha_2022 vvedenie_v_deistvie_novatsii_optmizatsion nogo_zakona_i_monitoring_pravoprimenitelnoi_praktiki
2.2. Минфин намерен в I половине 2022 г. подготовить предложение о снижении порога для офсетных контрактов
Минфин РФ рассчитывает на принятие Госдумой РФ в течение весенней сессии поправок к закону “О контрактной системе” (44-ФЗ), предусматривающих снижения ценовой планки для офсетных контрактов в рамках госзакупок до 100 млн рублей с 1 млрд рублей в настоящее время, заявил заместитель министра финансов Алексей Лавров в ходе конференции “Государственные и корпоративные закупки. Цифровая экономика”.
“Работаем над законопроектом по применению офсетных контрактов, – сказал Лавров. – Будем предлагать снижать потолок по таким контрактам до 100 млн рублей”.
При этом Лавров отметил, что законопроект предусматривает также введение межрегиональных офсетных контрактов до 400 млн рублей. По этой норме несколько регионов смогут заключать объединяться и заключать один офсетный контракт.
По словам Лаврова, Минфин рассчитывает, что этот вопрос будет решен в течение весенней сессии Госдумы РФ.
Минфин сообщал о планах по подготовке этого законопроекта еще летом прошлого года.
“Предлагаем значительно снизить порог для офсетных контрактов до 100 млн рублей – планка в 1 млрд рублей, которая действует в настоящее врем, достаточно высокая, – говорила в августе начальник отдела департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Виктория Цибульская. – Также планируем дополнить 44-ФЗ рядом новых норм, которые смогут сделать офсетные контракты более привлекательными для заказчиков и поставщиков”.
Это не первая такая инициатива Минфина в отношении офсетных контрактов. Так, осенью 2020 года министерство уже готовило поправки к 44-ФЗ о снижении ценового порога для офсетных контрактов до 400 млн рублей.
Механизм офсетных соглашений начал действовать в рамках 44-ФЗ с 2016 года. По такому контракту поставщик-инвестор обязуется за свой счет наладить на территории субъекта РФ производство определенного товара и поставлять этот товар заказчику. Последний, в свою очередь, должен обеспечить внесение такого поставщика в специальный реестр единственных поставщиков. Объем инвестиций (в создание, освоение или модернизацию производства – ИФ) по офсетному контракту должен составлять не менее 1 млрд рублей.
Также в ходе конференции Лавров отметил, что в текущем году Минфин планирует решить еще несколько вопросов в сфере госзакупок. В частности, вопрос нормирования. “Действующая система сложная и требует изменения, – сказал заместитель министра финансов. – Пока не ясно, потребует ли решение этого вопроса внесения изменений в 44-ФЗ или будет достаточно подготовки правительственных актов. Но в этом году с вопросом надо разобраться”.
Вопрос нормирования в госзакупках Минфин поднимает несколько последних лет. Так, министерство планировало решить вопросы нормирования в рамках подготовки второго оптимизационного пакета поправок к 44-ФЗ (большая их часть вступила в силу с января текущего года – ИФ). В ходе разработки этого законопроекта ведомство пришло к выводу, что тема нормирования несколько сложнее, чем казалось, поскольку затрагивает большое количество подзаконных актов.
“В этот законопроект (предполагаемый третий оптимизационный пакет поправок к 44-ФЗ – ИФ) планируем включить поправки, направленные на выстраивание сквозной системы нормирования (установление требований, включая предельные цены, к закупаемым товарам, работам, услугам), – говорил Лавров осенью 2020 года. – Действующие механизмы нормирования, когда каждое ведомство, субъект РФ создает собственные правила, фактически не работают”.
По словам Лаврова, предполагается создать единую для всех госзаказчиков систему нормирования – причем с использованием Каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок.
В настоящее время действует трехзвенная система, когда на федеральном уровне есть правительственный акт, устанавливающий требования к нормированию для госорганов. Субъекты РФ, в свою очередь, в соответствии с порядком, установленным правительством, прописывают свои правила нормирования. Помимо этого, есть акты заказчиков, которые сами уже непосредственно утверждают ведомственные акты по нормированию.
Еще одним вопросом, который Минфин планирует решить в текущем году, Лавров назвал уточнение положений, касающихся конфликта интересов участников закупок. Впрочем, по его словам, в данном случае речь идет больше о технической правке, направленной на уточнение терминологии и понятий в различных нормативных актов, разночтения в которых создают серые зоны.
Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2383
III. СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
3.1. Московским областным УФАС России выявлен сговор на торгах для нужд г.о. Люберцы Московской области
ООО «Лидер» и ООО «РС-1» заключили между собой картельное соглашение, направленное на поддержание цен на торгах, проведенных Администрацией муниципального образования г.о. Люберцы Московской области и МУ «Объединенный комбинат благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства» для благоустройства общественных территорий.
Московским областным УФАС России в результате анализа электронных торговых процедур выявлены признаки картельного соглашения между участниками торгов на выполнение работ по благоустройству общественных территорий, проведенных Администрацией г.о. Люберцы Московской области и МУ «Объединенный комбинат благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства» для благоустройства общественных территорий.
По результатам проведенного анализа в отношении ООО «Лидер» и ООО «РС-1» возбуждено дело по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции (запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов).
В рамках рассмотрения дела установлено, что в ходе проведения торгов компании отказались от конкурентной борьбы и действовали в интересах друг друга. При этом данные участники торгов обменивались информацией и использовали единую инфраструктуру при подаче заявок и ценовых предложений от 0,5% до 1% от НМЦ, что позволило выиграть электронные аукционы с минимальным снижением и заключить контракты на общую сумму более 50 млн руб.
Московское областное УФАС России пришло к выводу о заключении между ООО «Лидер» и ООО «РС-1» антиконкурентного соглашения, направленного на поддержание цен на торгах для нужд г.о. Люберцы Московской области.
В связи с заключением ООО «Лидер» и ООО «РС-1» контрактов на сумму более 50 млн руб. материалы дела будут переданы в правоохранительные органы для принятия процессуального решения в соответствии со статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.
«В результате незаконных действий участников процедур, работы по благоустройству территории Люберец были выполнены по максимальным ценам.
При таких обстоятельствах цель сэкономить при проведении конкурсных процедур сводится к нулю, что может привести к недополучению жителями округа дополнительных общественных благ за счет сэкономленных средств», – отметил заместитель руководителя Московского областного УФАС России Алексей Азаренко.
Источник: https://mo.fas.gov.ru/news/199026
3.2. Последствия заключения контракта с недобросовестным Подрядчиком
Костромское УФАС России рассмотрело сведения, представленные ОГКУ «Облстройзаказчик» в отношении ООО «Ремонтно-строительное Управление-7» о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Учреждение заключило с обществом контракт на выполнение работ по Капитальному ремонту ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы» Детская поликлиника №1.
Из требований документации к электронному аукциону следует, что участник закупки не должен состоять в реестре недобросовестных поставщиков, а контракт заключается на условиях документации, извещения и проекта контракта.
Согласно условиям контракта все ремонтные работы должны были завершиться к концу декабря прошлого года, однако подрядчик в этот срок не уложился, объем исполненных работ по контракту несущественный.
Комиссия Костромского УФАС России, изучив материалы дела и проведя внеплановую проверку закупки, установила, что сведения о данном подрядчике уже находились в реестре недобросовестных поставщиков на момент заключения контракта.
ОГКУ «Облстройзаказчик», нарушив часть 1 статьи 34 Федерального закона
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заключило контракт не на условиях, установленных требованиями к электронному аукциону. В результате чего недобросовестный подрядчик приступил к исполнению контракта, а в последствии уклонился от своих обязательств по его исполнению.
Заключение контракта с нарушением условий документации и извещения повлекло наступление неблагоприятных последствий при исполнении контракта, и как следствие расторжение контракта в соответствии с его неисполнением.
Костромским УФАС России не получено доказательств добросовестного поведения ООО «Ремонтно-строительное Управление-7», поэтому было принято решение о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Костромским УФАС России будет рассмотрен вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Источник: https://kostroma.fas.gov.ru/news/9651
3.4. СКЭС Верховного суд, разбираясь в споре о допуске к аукциону, разъяснила, что можно считать объектом капитального строительства и напомнила судам, что техническое заключение не может быть выше права.
Замощение (покрытие) двух земельных участков для обустройства спортивных площадок и установление на них оборудования не может быть приравнено к строительству объекта капитального строительства и подтверждать соответствие участника закупки дополнительным требованиям
Обоснование суда: в документации об электронном аукционе в числе прочего предусмотрено представление копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
При этом судами не установлено, что представленный договор подряда на выполнение строительно-монтажных работ и осуществление поставки необходимых материалов и оборудования исходя из его содержания непосредственно предусматривал строительство объекта капитального строительства или что такие сведения отражены в указанном в судебном решении акте № 08 о приемке законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма КС-14), который также был приложен к заявке.
(Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2022 № 309-ЭС21-16773 по делу № А07- 31052/2019)
- На сайте СПС Консультант опубликовано Определение ВС РФ от 02.2022 N 309-ЭС21-27338
Суды: в выписке из реестра СРО нет данных об ответственности — госзаказчик должен отклонить заявку .
В закупке работ по проектированию установили требование о членстве в СРО.
В УФАС поступила жалоба, что одну из заявок незаконно признали соответствующей этому условию: в копии выписки из реестра членов СРО нет сведений об уровне ответственности по обеспечению договорных обязательств. По данным с сайта Национального объединения изыскателей и проектировщиков, размер взноса в компенсационный фонд по их обеспечению — 0 руб.
Контролеры сочли жалобу обоснованной. Суды их поддержали:
- хотя участник и был членом СРО, он не обладал каким-либо уровнем ответственности. Он не подтвердил право на работы по контракту. Заявка не отвечала условиям закупки;
- довод о том, что при необходимости можно изменить уровень ответственности, несостоятелен, поскольку взнос не оплатили вовсе;
- довод о том, что участник внес взнос позднее, отклонили, поскольку уровень ответственности проверяют при рассмотрении заявок.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
- На сайте СПС Консультант опубликовано Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 04.02.2022 по делу N А78-5418/2021
Суды: у заказчика закончились деньги — оснований не платить за услуги по госконтракту нет
Стороны заключили контракт на услуги по приготовлению и поставке горячего питания в спецприемник по цене исходя из его среднесуточной наполняемости. Обязательства выполняли по заявкам.
Исполнитель обратился в суд, поскольку заказчик не оплатил часть услуг. Суды трех инстанций его поддержали:
- наполняемость приемника оказалась больше, чем определили в контракте, поэтому деньги на оплату потратили до окончания срока его действия.
Несмотря на это, заказчик продолжал направлять заявки на услуги, а исполнитель их оказывать;
- факт оказания услуг доказали. Претензий по объему и качеству заказчик не заявил;
- социально значимые услуги оказывают бесперебойно. Недостаток финансирования не должен на это влиять. Такая причина не повод не оплачивать фактически оказанные услуги.
С заказчика взыскали основной долг и неустойку за просрочку оплаты. Сходную позицию недавно высказывал, в частности, ВС РФ.
Комментариев пока нет