Финансирование национальных проектов в 2021 году составит более 2,2 трлн рублей, всего за трехлетний период 2021—2023 годов объем финансирования превысит 7,6 трлн рублей. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту бюджета на 2021—2023 годов, которая имеется в распоряжении ТАСС.
“Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национальных проектов в целом запланированы в 2021 году в объеме 2 245 319,7 млн рублей, в 2022 году – 2 619 720,4 млн рублей, в 2023 году – 2 798 254,7 млн рублей”, – говорится в пояснительной записке.
С 2019 года в России реализуется 12 национальных проектов и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Согласно указу президента РФ Владимира Путина о новых национальных целях развития до 2030 года, правительство РФ должно представить корректировки в паспорта нацпроектов до 30 октября.
Информсопровождение нацпроектов в СМИ
Расходы на информационное и экспертное сопровождение национальных проектов в СМИ и интернете в 2021—2022 годах вырастут почти на 3 млрд рублей.
Увеличение финансирования коснется федерального проекта “Социальные лифты для каждого”, который входит в нацпроект “Образование”. “Увеличение бюджетных ассигнований на осуществление информационно-разъяснительного и экспертно-социологического сопровождения результатов национальных проектов в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет в 2021 году на 1 млрд 457,5 млн рублей, в 2022 году на 1 млрд 481,1 млн рублей по сравнению с объемом, предусмотренным законом № 380-ФЗ, за счет перераспределения бюджетных ассигнований с результатов иных национальных проектов”, – говорится в документе.
Кроме того, вырастет финансирование форума добровольцев “Мы вместе”: в 2021—2023 годах на эти цели будет направлено на 290 млн рублей больше. Увеличение средств производится “в целях выполнения поручения президента РФ по итогам встречи с участниками Общероссийской акции взаимопомощи “#МыВместе”, которая состоялась 26 июня 2020 года”.
Акция “Мы вместе” началась 21 марта, ее организаторами выступили платформа dobro.ru, ОНФ и ряд волонтерских организаций. Она направлена на поддержку пожилых, маломобильных граждан и медицинских сотрудников во время пандемии коронавируса.
Образование
Финансирование национального проекта “Образование” на ближайшие три года составит около 517,7 млрд рублей.
“Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта “Образование” запланированы в 2021 году в объеме 172 953 млн рублей, в 2022 году – 156 937,1 млн рублей, в 2023 году – 187 811,9 млн рублей”, – говорится в документе.
Отмечается, что финансирование этого нацпроекта в следующие два года будет сокращено более чем на 14 млрд рублей. “Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными законом № 380-ФЗ, в 2021 году уменьшены на 8 388,5 млн рублей, в 2022 году – на 5 960,7 млн рублей”, – говорится в документе.
В 2023 году планируется увеличить финансирование нацпроекта на 68,2 млрд рублей.
Нацпроект “Образование” охватит период с 2019 по 2024 год. Проект призван обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, а также вхождение РФ в число 10 ведущих стран по качеству общего образования.
Свыше 3 трлн рублей будет направлено на образование из федерального бюджета в 2021—2023 годов.
“Бюджетные ассигнования по разделу “Образование” в 2021 году составят 1 062 854,1 млн рублей, в 2022 году – 1 035 633,9 млн рублей и в 2023 году – 1 094 133,3 млн рублей”, – говорится в документе.
Отмечается, в 2021 году расходы на образование будут уменьшены на 60,3 млрд рублей, в 2022 году – на 53,8 млрд рублей. В то же время на 58,4 млрд вырастет финансирование этой сферы в 2023 году. В целом по сравнению с бюджетом 2020 года в текущем документе с 4,3% до 4,9% увеличена доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу “Образование”.
Патриотическое воспитание
Финансовое обеспечение нового федерального проекта “Патриотическое воспитание граждан РФ” нацпроекта “Образование” в ближайшие три года составит 10,1 млрд рублей.
“Зарезервированные при формировании проекта федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов по национальному проекту “Образование” бюджетные ассигнования на 2021 год в объеме 3447,4 млн рублей, в 2022 году – в объеме 3345,5 млн рублей, в 2023 году – 3345,5 млн рублей будут направлены на разработку и внедрение программ воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях и проведение всероссийских мероприятий патриотической направленности отдельными некоммерческими организациями в рамках федерального проекта “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, – говорится в документе.
Новый федеральный проект о патриотическом воспитании должен стать одиннадцатым в составе нацпроекта “Образование”. Как ранее сообщал министр просвещения России Сергей Кравцов, проект документа планируется представить на обсуждение в сентябре, а до конца этого года он будет принят.
По словам министра, федеральный проект по патриотическому воспитанию “будет служить ресурсной базой” для реализации инициированного президентом России закона, который направлен на усиление воспитательной работы в школах. Теперь в законе “Об образовании в РФ” устанавливается механизм организации воспитательной работы, которая войдет в состав образовательных программ. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы должны быть включены в соответствующую образовательную программу учебного заведения.
Модернизация школ искусств
Финансирование модернизации региональных и муниципальных школ искусств в 2021—2022 годах будет увеличено на 3 млрд руб. ежегодно, а в 2023 году – на 9,4 млрд руб.
“Увеличение бюджетных ассигнований <…> на реализацию мероприятий по модернизации региональных и муниципальных школ искусств по видам искусств (консолидированная субсидия) в 2021 году на 3 055,7 млн рублей, в 2022 году на 3 039,3 млн рублей, в 2023 году на 9,4 млн рублей”, – говорится в документе.
В материалах уточняется, что идет сравнение в 2021—2022 годах с объемами, утвержденными законом 380-ФЗ, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год.
В послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин заявил, что правительство и региональные власти должны способствовать приведению в порядок помещений, где располагаются детские школы искусств. Он напомнил, что в рамках национального проекта “Культура” выделяется более 8 млрд рублей на оборудование и музыкальные инструменты для детских школ искусств, подчеркнув, что при этом “проблема гораздо шире”: более тысячи помещений, где размещены такие заведения, обветшали или просто непригодны для занятий.
Демография
Финансирование нацпроекта “Демография” уменьшится на 84 млрд рублей в 2021 году.
“Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта “Демография” запланированы в 2021 году в объеме 742 509,8 млн. рублей, в 2022 году – 766 837,8 млн. рублей, в 2023 году – 866 530,3 млн. рублей”, – говорится в записке.
В свою очередь, согласно закону о федеральном бюджете на 2020—2022 годы, в 2021 году планировалось выделить на нацпроект 826 млрд, в 2022 году – 840 млрд рублей.
Нацпроект “Демография”, рассчитанный на 2019—2024 годы, включает в себя пять федеральных проектов: “Финансовая поддержка семей при рождении детей”, “Содействие занятости женщин”, “Старшее поколение”, “Укрепление общественного здоровья”, “Спорт – норма жизни”.
Среди ключевых целей, которые должны быть выполнены в рамках национального проекта: увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет; снижение смертности населения старше трудоспособного возраста; увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,7 детей на одну женщину; увеличение числа граждан, ведущих здоровый образ жизни; увеличение доли россиян, систематически занимающихся спортом, с 36,8 до 55%.
Куратором нацпроекта является вице-премьер Татьяна Голикова, руководителем проекта – глава Минтруда Антон Котяков.
Мероприятия Роспечати в рамках нацпроекта “Демография”
Финансирование мероприятий Роспечати в рамках национального проекта “Демография” сократят на 600 млн в 2021—2022 годах.
“На изменение расходов по разделу “Средства массовой информации” в 2021—2022 годах <…> повлияло уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных: на реализацию мероприятий Роспечати в рамках национального проекта “Демография” в 2021—2022 годах на 300 млн рублей ежегодно”, – сказано в документе.
Предполагается уменьшение финансирования на проведение капитального ремонта инженерного оборудования и техническое перевооружение производственно-технологического оборудования ФГУП “ТТЦ “Останкино” в 2021—2022 годах на 134,1 млн рублей ежегодно.
Кроме того, сократится финансирование информационно-разъяснительного и экспертно-социологического сопровождения результатов и мероприятий национальных проектов в СМИ и информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в 2023 году – на 207,5 млн. рублей.
Предоставление субсидии автономной некоммерческой организации “Редакция телеканала Совета Федерации” в 2023 году будет уменьшено на 6,1 млн рублей.
Перепись населения
Расходы бюджета на проведение Всероссийской переписи населения увеличатся на 12,5 млрд рублей в 2021 году в связи с переносом срока ее проведения.
“Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы “Официальная статистика” обусловлено: по основному мероприятию “Подготовка, проведение и подведение итогов всероссийских переписей населения (микропереписей)”: увеличением бюджетных ассигнований в связи с переносом срока проведения Всероссийской переписи населения в 2021 году на 12 512,2 млн рублей”, – говорится в документе.
Отмечается, что в 2021 году на подпрограмму будет выделено 31,3 млрд рублей, что почти на 60% больше, чем предусмотрено действующим законом о бюджете.
При этом в связи с завершением проведения Всероссийской переписи населения в 2022 году расходы на подпрограмму уменьшатся на 87,5 млн рублей, в 2023 году – на 808,1 млн рублей.
Ранее глава Росстата Павел Малков сообщил, что Росстат планирует закупать средства индивидуальной защиты переписчикам во время проведения всех этапов переписи исходя из эпидемиологической ситуации.
Всероссийская перепись населения впервые пройдет в цифровом формате. Изначально планировалось, что она состоится в 2020 году, однако пандемия коронавирусной инфекции внесла коррективы в эти планы. Согласно постановлению правительства, основные переписанные мероприятия перенесли на 2021 год. При этом в труднодоступных территориях перепись стартует уже в октябре 2020 года.
Социальное страхование
Финансирование Фонда социального страхования (ФСС) в 2021 году составит более 141 млрд рублей.
“Объем бюджетных ассигнований на “Социальное обеспечение населения”, направляемых в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, составит в 2021 году 141 285,4 млн рублей (в 2,9 раза к ранее утвержденному уровню), в 2022 году – 148 268,4 млн рублей (в 3 раза), в 2023 году – 155 849,0 млн рублей (105,1% к показателям, установленным законопроектом на 2022 год)”, – следует из документа.
Ранее в Министерстве труда и социальной защиты сообщали, что прогнозируемый общий объем расходов ФСС на 2021 год составит 833,3 млрд рублей.
Труд
Финансирование нацпроекта “Производительность труда и поддержка занятости” из федерального бюджета в 2021 году составит 6,4 млрд рублей, в 2022 году – 6,9 млрд рублей, в 2023 году – 7,2 млрд рублей.
По сравнению с первоначальными планами финансирование нацпроекта сократится на 510,2 млн рублей в 2021 году, на 573,9 млн рублей – в 2022 году и на 602,3 млн рублей – в 2023 году.
“Изменение финансового обеспечения национального проекта “Производительность труда и поддержка занятости” обусловлено уточнением его параметров”, – отмечается в пояснительной записке.
Культура
Финансирование национального проекта “Культура” на 2021—2023 годы составит более 70 млрд рублей.
“Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта “Культура” запланированы в 2021 году в объеме 21 374,1 млн рублей; в 2022 году – 23 961,1 млн рублей; в 2023 году – 24 798,9 млн рублей”, – говорится в документе.
В нем уточняется, что предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными законом № 380-ФЗ (“О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов”), в 2021 году увеличены на 1 млрд рублей, в 2022 году – на 746,3 млн рублей, а в 2023 году, по сравнению с объемами, предусмотренными паспортом проекта на 2023 год, увеличены на 2,9 млрд рублей.
Национальный проект “Культура” реализуется в стране в рамках указа президента РФ о национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года. Он включает федеральные проекты “Культурная среда”, “Творческие люди” и “Цифровая культура”.
Около 380 млрд рублей планируется направить в 2021—2023 годах на финансирование культуры и кинематографии в России.
“Бюджетные ассигнования по разделу “Культура, кинематография” в 2021 году составят 134 492,8 млн рублей, в 2022 году – 124 132,3 млн рублей и в 2023 году – 121 980,0 млн рублей”, – говорится в материалах.
При этом в 2021 году ассигнования увеличены на 758,6 млн рублей, в 2022 году уменьшены на 575,9 млн рублей, в 2023 году, по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, уменьшены на 2,2 млрд рублей.
Там уточняется, что по отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела “Культура, кинематография” составит в 2021—2023 годах – 0,1%. При этом доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу “Культура, кинематография” в 2021 и 2022 годах по сравнению с 2020 годом (0,6%) не изменится. “В 2023 году уменьшится и составит 0,5%”, – говорится в документе.
Более 2,5 млрд рублей будет выделено дополнительно на финансовое обеспечение музеев в 2021—2022 годах.
“Увеличение бюджетных ассигнований: на финансовое обеспечение музеев в 2021 году на 1 269,4 млн рублей в 2022 году на 1 244,7 млн рублей”, – говорится в документе.
В нем уточняется, что это в том числе финансирование восстановления и капитального ремонта зданий и экспозиционных площадок Музея Победы, увеличение государственных заданий Политехнического музея и Государственного музея истории космонавтики имени Циолковского, содержание Ржевского мемориала.
Театры
Более 3,1 млрд рублей будет выделено дополнительно на финансовое обеспечение театров и иных концертных организаций в России в 2021—2022 годах.
“Увеличение бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение театров и иных концертных организаций в 2021 году на 2 041,2 млн рублей, в 2022 году на 1 177,9 млн рублей”, – говорится в материалах.
Сумма включает, в частности выпуск новых постановок в Большом театре, на который в 2021 году выделят 400 млн рублей, проведение ремонтно-реставрационных работ в здании Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (705 млн рублей в 2021 году, 237 млн рублей в 2022 году), предоставление президентского гранта в области культуры и искусства для Мариинского театра (275,6 млн рублей в 2021—2022 годах) и московского театра “Et Cetera” (40,5 млн рублей в 2021—2022 годах).
Также согласно проекту Московская государственная академическая филармония в 2021 и 2022 годах получит по 100 млн руб. в связи с празднованием 100-летия. На приобретение оборудования Государственный Кремлевский дворец в этот период получит по 52 млн руб. в год.
Наука
Государственное финансирование национального проекта “Наука” в 2021 году составит 54,8 млрд руб., всего в 2021—2023 годах на нацпроект будет направлено 228,4 млрд руб. бюджетных средств.
“Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта “Наука” запланированы в 2021 году в объеме 54,893 млрд рублей, в 2022 году – 76,056 млрд рублей, в 2023 году – 97,610 млрд рублей”, – сказано в документе.
При этом предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными ранее и предусмотренными паспортом проекта, в 2021 году уменьшены на 250,2 млн рублей, в 2022 году – на 310 млн рублей, в 2023 году – на 195 млн рублей.
Изменение параметров финансового обеспечения федерального проекта “Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок” обусловлено увеличением объема бюджетных ассигнований на строительство новых современных научно-исследовательских судов (в 2021 году – на 5,627 млрд рублей и в 2022 году – на 3,556 млрд рублей по сравнению с объемом, предусмотренным ранее) и одновременным снижением бюджетных ассигнований на модернизацию научно-исследовательских судов “Академик Сергей Вавилов” и “Академик М. А. Лаврентьев” в 2021 году на 200 млн рублей.
Также сокращен объем средств, предполагаемых на обновление приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки: в 2021 году – на 5,427 млрд рублей, в 2022 году – на 3,556 млрд рублей по сравнению с объемом, предусмотренным в проекте.
Изменение параметров финансового обеспечения федерального проекта “Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок” обусловлено уменьшением бюджетных ассигнований на информационную кампанию по научной деятельности среди молодежи, а также медиасопровождение реализации национального проекта “Наука”. В 2021 и 2022 годах бюджетные ассигнования на эти цели сократятся на 100 млн рублей ежегодно. Это связано с перераспределением средств на информационно-разъяснительное и экспертно-социологическое сопровождение национального проекта “Образование”.
Научно-технологиеское развитие
Финансирование государственной программы “Научно-технологическое развитие Российской Федерации” из госбюджета в 2021 году планируется уменьшить на 4% по сравнению с суммой, предусмотренной законом о бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (№ 380-ФЗ).
“Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию государственной программы “Научно-технологическое развитие Российской Федерации”, в 2021 году составят 802 486,1 млн рублей. <…> Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными законом № 380-ФЗ, в 2021 году уменьшены на 34 210,8 млн рублей”, – говорится в документе.
В частности, финансирование подпрограммы “Развитие национального интеллектуального капитала” предлагается на уровне 96,6% от суммы, указанной в предыдущем трехлетнем бюджете. Это обусловлено увеличением бюджетных ассигнований в 2023 году на 300 млрд рублей по федеральному проекту “Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок” в целях доведения до объемов, предусмотренных паспортом национального проекта “Наука”.
Финансирование подпрограммы “Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности” планируется осуществить на уровне 100,6% от объемов, указанных в законе № 380-ФЗ.
Спорт
Бюджетные ассигнования по разделу “Физическая культура и спорт” в 2021 году составят 65 млрд 26,4 млн рублей.
В 2022 году бюджетные ассигнования по данному разделу составят 63 млрд 465,5 млн рублей, в 2023-м – 53 млрд 489 млн рублей. Отмечается, что по отношению к объему ВВП доля расходов раздела “Физическая культура и спорт” в 2021 и 2022 годах составит 0,1%, в 2023 году – 0,04%, а доля в общем объеме расходов федерального бюджета в 2021 и 2022 годах не изменится по сравнению с 2020 годом и составит 0,3%, в 2023 году уменьшится до 0,2%.
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований будут увеличены в 2021 году на 1 млрд 710,6 млн рублей, а в 2022 году будут уменьшены на 1 млрд 240 млн рублей по сравнению с объемами, утвержденными законом “О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов”.
Увеличение бюджетных ассигнований, в частности, связано с выплатами вознаграждений российским спортсменам по итогам выступлений на спортивных мероприятиях, тренерам и специалистам в области физической культуры и спорта, входящим в составы сборных России, в связи с переносом летних Олимпийских и Паралимпийских игр в Токио на 2021 год. На эти цели дополнительно будет выделено 2 млрд 385 млн рублей. Также увеличение ассигнований связано с подготовкой и проведением в Казани в 2022 году зимней Специальной олимпиады, на что будет дополнительно выделено 1 млрд 41,5 млн рублей в 2021 году и 551,3 млн рублей в 2022-м. В связи с переносом чемпионата Европы по футболу с 2020 на 2021 год на проведение матчей в Санкт-Петербурге в 2021 году будет выделено 925,1 млн рублей.
Уменьшены были бюджетные ассигнования, предусмотренные, в частности, на осуществление бюджетных инвестиций в объекты спортивной инфраструктуры федеральных спортивно-тренировочных центров для подготовки спортсменов сборных России в связи с отказом от начала строительства в 2021 году (на 2 млрд 88,7 млн рублей), на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в 2021 году на 1 млрд 499,2 млн рублей, в 2022 году – на 2 млрд 212,7 млн рублей, в 2023-м – на 6 млрд 589,6 млн рублей, а также на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям Министерства спорта России на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг в 2021 году на 533,7 млн рублей, в 2022-м – на 1 млрд 333,4 млн рублей, в 2023-м – на 562,5 млн рублей.
Бюджетные ассигнования, зарезервированные при формировании законопроекта по разделу “Физическая культура и спорт” составят в 2021 году 2 млрд 388 млн рублей, в 2022 году – 3 млрд 590,5 млн рублей, в 2023-м – 3 млрд 624,4 млн рублей и будут направлены на софинансирование строительства объектов летней Универсиады 2023 года в Екатеринбурге.
Экология
Государственное финансирование национального проекта “Экология” в 2021 году составит 108 млрд рублей, всего в 2021—2023 годах на нацпроект будет направлено более 380 млрд рублей бюджетных средств.
“Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта “Экология” запланированы в 2021 году в объеме 108 млрд рублей, в 2022 году – 131,9 млрд рублей, в 2023 году – 140,3 млрд рублей”, – сказано в документе.
Транспорт
Финансирование госпрограммы “Развитие транспортной системы” в 2021—2023 годов составит около 3,4 трлн руб.
“Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию государственной программы “Развитие транспортной системы”, в 2021 году составят 1 трлн 32 млрд 174,5 млн руб., в 2022 году – 1 трлн 169 млрд 444,7 млн руб., в 2023 году – 1 трлн 229 млрд 379,5 млн руб.”, – говорится в документе.
В нем указывается, что предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными ранее, в 2021 году уменьшены на 94,439 млрд руб., в 2022 году – на 121,271 млрд руб., в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 году, увеличены на 59,935 млрд руб.
Таким образом, финансирование госпрограммы в 2021 году составит 91,6% от запланированных объемов, в 2022 году – 90,6%, а в 2023 г. – 105,1%, что связано с перераспределением средств среди проектов.
“Развитие транспортной системы” включает в себя подпрограммы, связанные с развитием железнодорожной и автомобильной инфраструктуры, внутренних водных путей, морских портов, гражданской авиации и аэронавигационного обслуживания.
Дороги
Финансирование национального проекта “Безопасные и качественные автомобильные дороги” в период 2021—2023 годов составит около 177,74 млрд рублей.
“Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта “Безопасные и качественные автомобильные дороги” запланированы в 2021 году в объеме 117,44 млрд рублей, в 2022 году – 34,03 млрд рублей, в 2023 году – 26,27 млрд рублей”, – говорится в материалах.
Магистральная инфраструктура
Финансирование Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры из федерального бюджета в 2021—2023 годах составит около 1,5 трлн рублей.
“Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры запланированы в 2021 году в объеме 373,392 млрд рублей, в 2022 году – 562,193 млрд рублей, в 2023 году – 590,422 млрд рублей”, – говорится в документе.
В нем также отмечается, что по сравнению с утвержденными ранее объемами финансирование нацпроекта сократится на 31,105 млрд рублей (-7,7%) в 2021 году, на 113,353 млрд рублей (-16,8%) в 2022 году и на 95,463 млрд рублей (-13,8%) в 2023 году. Это связано, в частности, с перераспределением средств между проектами.
Задачи Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры – развивать и расширять международные транзитные коридоры “Запад – Восток” и “Север – Юг”. Кроме того, целью проекта является повышение уровня экономической связанности России за счет расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры, гарантированного обеспечения доступной электроэнергией.
Экспорт
Финансирование нацпроекта “Международная кооперация и экспорт” из федерального бюджета в 2021 году составит 97,5 млрд рублей.
При этом в 2022 и 2023 годах финансирование нацпроекта может вырасти до почти 206 млрд и 193 млрд рублей соответственно.
Изначально расходы бюджета на экспортный нацпроект были запланированы в объеме 128,8 млрд рублей в 2021 году, 233,5 млрд рублей в 2022 году и 266,2 млрд рублей в 2023 году. Однако в условиях пандемии коронавируса власти РФ пересматривают паспорта нацпроектов, обновленные варианты еще не опубликованы. Таким образом, по сравнению с первоначальной версией финансирование нацпроекта может снизиться в 2021—2023 годах на 24,3%, 11,8% и 14,7% соответственно.
Сокращение расходов коснулось входящих в нацпроект федеральных проектов “Промышленный экспорт” (в части компенсации процентных ставок по кредитам экспортерам, а также поддержки авиастроения и послепродажного обслуживания авиасудов) и “Экспорт АПК” (в части льготного кредитования сельхозпроизводителей). Также снизится финансирование федерального проекта “Логистика международной торговли”, а средства будут перераспределены на реализацию соответствующих мероприятий подпрограммы “Развитие пунктов пропуска через государственную границу” госпрограммы “Развитие транспортной системы”.
Вместе с тем вырастут расходы на подпрограмму “Туризм” госпрограммы “Экономическое развитие и инновационная экономика”. В частности, в 2023 году из бюджета будет дополнительно выделено 332,8 млн рублей “на предоставление субсидии на государственную поддержку организаций, обеспечивающих прирост количества посетивших Российскую Федерацию иностранных туристов”.
Прибыль от ЦБ РФ
Минфин РФ не рассчитывает на поступление в 2021—2023 годах средств в федеральный бюджет от прибыли Банка России.
“Согласно оценке, по итогам деятельности Банка России в 2020—2022 годах не ожидается получение прибыли. В связи с этим в 2021—2023 годах поступления средств от перечисления части прибыли Банка России в федеральный бюджет не предусмотрено”, – указано в документе.
Расходы федерального бюджета на здравоохранение в 2021—2023 годов запланированы в размере 3,3 трлн рублей – пояснительная записка к бюджету.
В то же время министр финансов РФ Антон Силуанов накануне сообщил журналистам, что ведомство заложило в бюджет на следующий год получение от Банка России в рамках сделки по Сбербанку 200 млрд рублей.
Минфин и Банк России 10 апреля сообщили, что правительство завершило сделку по покупке 50% акций Сбербанка у ЦБ РФ из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Сумма сделки составила 2,139 трлн рублей. Представитель финансового ведомства пояснил, что пакет акций госбанка приобретен Минфином РФ. Последняя акция Сбербанка, принадлежавшая ЦБ, передана правительству 30 апреля.
Согласно условиям сделки, ЦБ РФ должен был перечислить в бюджет и передаст в казну 1,066 трлн рублей денежными средствами и 500,45 млрд рублей по правам требования от продажи акций Сбербанка правительству до 1 июня 2020 года. Остальную запланированную сумму ЦБ перечислит до 1 декабря 2023 года. Речь идет об оставшейся части дохода с учетом тех средств, которые ЦБ РФ по закону оставит себе на покрытие убытка от продажи санируемых банков в 2020—2023 годах.
Как сообщалось ранее, Банк России в 2019 году сократил убыток в 2,4 раза – до 182,6 млрд рублей по сравнению с 434,7 млрд рублей убытка за 2018 год. Отрицательный финансовый результат, как и в предыдущие два года, обусловлен перечислением напрямую в федеральный бюджет доходов от участия в капитале Сбербанка и сокращением положительной переоценки ценных бумаг иностранных эмитентов по справедливой стоимости.
Цифровая экономика
Финансирование нацпрограммы “Цифровая экономика” из федерального бюджета в течение 2021—2023 годов составит около 577 млрд руб.
“Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национальной программы “Цифровая экономика Российской Федерации” запланированы в 2021 году в объеме 153 712,7 млн. рублей, в 2022 году – 222 614,9 млн. рублей, в 2023 году – 200 646,0 млн. рублей”, – говорится в документе.
Финансовое обеспечение нацпрограммы “Цифровая экономика” на период 2021—2023 годов может быть уменьшено на 92,1 млрд руб.
“Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом № 380-ФЗ, в 2021 году уменьшены на 24 174,5 млн рублей, в 2022 году – на 35 424,6 млн рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными паспортом проекта на 2023 год, уменьшены на 32 632,5 млн рублей”, – говорится в документе.
Искусственный интеллект
Почти 16,5 млрд рублей направят на финансирование федпроекта “Искусственный интеллект” в рамках нацпрограммы “Цифровая экономика” в течение 2021—2023 годов.
Как следует из документа, законопроектом на затраты по федпроекту “Искусственный интеллект” предусмотрено на 2021 год – 4,1 млрд руб., на 2022 год – 6,5 млрд руб., на 2023 год – 5,9 млрд руб.
Промышленность
Финансирование госпрограммы по развитию промышленности РФ и повышению ее конкурентоспособности на 2021 год снизится на 11,5% от запланированного и составит 478,3 млрд руб.
В 2022 году расходы планируется снизить на 12%, до 550,9 млрд руб., в 2023 году – увеличить на 3% от запланированного, до 568,1 млрд руб. В 2020 году расходы по программе должны составить 499 млрд руб.
В том числе в 2021 году власти намерены сократить на 51 млрд руб. средства на выплату субсидий производителям автомобилей на компенсацию части затрат по выпуску транспорта по нормам Евро-4 и Евро-5 в связи с уточнением объемов их производства.
На развитие транспортного специального машиностроения планируется направить в 2021 г. 369 млрд руб. (снижение почти на 13%), средств производства – 3,9 млрд руб. (рост почти на 40%), содействие в реализации инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологической продукции в гражданских отраслях – 58 млрд руб. (снижение на 22%).
Энергетика
Правительство РФ планирует снизить финансирование государственной программы “Развитие энергетики” в 2021 году на 8,4% – до 12,863 млрд рублей, в 2023 году – на 23,6%, до 11,416 млрд рублей.
При этом объем финансирования программы в 2022 году может вырасти на 9,9% – до 14,936 млрд рублей.
Программа включает подпрограммы “Развитие и модернизация электроэнергетики”, “Реструктуризация и развитие угольной и торфяной промышленности”, “Обеспечение реализации госпрограммы “Развитие энергетики” и “Развитие рынка газомоторного топлива”.
Увеличение параметров подпрограммы “Развитие и модернизация электроэнергетики” может возрасти по основному мероприятию “Модернизация и новое строительство электросетевых объектов” в связи с выделением субсидии “Чукотэнерго” в 2022 году в размере 2,6 млрд рублей на возмещение затрат, связанных с погашением кредитов (заемных средств) и уплатой процентов, привлеченных на осуществление капитальных вложений в объект капитального строительства “Строительство двух одноцепных воздушных линий 110 кВ Певек – Билибино” (первый этап строительства).
Сокращение расходов на подпрограмму “Развитие и модернизация электроэнергетики” связано со снижением ожидания потребления электроэнергии и соответствующим утверждением уровня цен (тарифов) на электрическую энергию для потребителей Крыма и Севастополя. В связи с этим в 2023 году возникла экономия бюджетных средств по направлению “Субсидии на компенсацию территориальным сетевым организациям, функционирующим в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, выпадающих доходов, образованных вследствие установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии ниже экономически обоснованного уровня” в объеме 972,9 млн рублей.
Изменение параметров финансового обеспечения мероприятий подпрограммы “Развитие рынка газомоторного топлива” планируется за счет мероприятий “Развитие производственной и заправочной инфраструктуры сжиженного природного газа” и “Развитие заправочной инфраструктуры компримированного природного газа”. Перераспределение бюджетных средств между ними связано с необходимостью единовременного создания заправочной инфраструктуры сжиженного природного газа к 2023 году по “коридорному типу”.
МСП и самозанятые
Бюджетные ассигнования на поддержку МСП и самозанятых в рамках нацпроекта “Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы” в 2021 году будут увеличены на 1,4 млрд рублей.
“Изменение параметров финансового обеспечения федерального проекта “Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства” увеличением бюджетных ассигнований на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговой режим “Налог на профессиональный доход”, в субъектах Российской Федерации за счет перераспределения бюджетных ассигнований в том числе с результатов национального проекта “Международная кооперация и экспорт”, в 2021 году на 1 466,5 млн рублей с последующим возвратом в 2022 году”, – говорится в документе.
Режим самозанятых появился в России как пилотный проект. С 1 января 2019 года он начал работать в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях. С начала 2020 года этот режим стал доступен в 23 российских регионах, а с 1 июля – во всех субъектах страны. Он предусматривает, что граждане, оказывающие платные услуги без привлечения наемных работников, должны отчислять в бюджет только 4% суммы своего дохода при работе с физическими лицами и 6% – при работе с компаниями. Сейчас в стране насчитывается около 850 тыс. самозанятых.
В начале июня 2020 года были внесены изменения в федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства (МСП), по которым на самозанятых граждан распространяются меры поддержки МСП, предусмотренные в рамках федеральных и региональных программ. Это может быть финансовая, имущественная, консультационная и образовательная поддержка.
Жилье и городская среда
Финансирование национального проекта “Жилье и городская среда” в 2021—2023 годах планируют сократить на 98,8 млрд рублей.
“Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными законом № 380-ФЗ, в 2021 году уменьшены на 10 770,2 млн рублей, в 2022 году – на 68 908,9 млн рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными паспортом проекта на 2023 год, уменьшены на 19 195,0 млн рублей”, – отмечается в документе.
В целом на финансирование жилищного нацпроекта в 2021 году планируется предусмотреть более 97,5 млрд рублей, в 2022 году – более 120 млрд рублей, в 2023 году – более 172,8 млрд рублей.
При этом по федеральному проекту “Жилье” в 2021 году планируется сократить бюджет на более 3,3 млрд рублей до почти 26 млрд рублей, в 2022 году – на почти 3,3 млрд рублей до более 29,5 млрд рублей и в 2023 году – на более 3,5 млрд рублей до более 32 млрд рублей. Финансирование федерального проекта “Формирование комфортной городской среды” планируется снизить в 2021 году на более 3,8 млрд рублей до более 39,7 млрд рублей, в 2022 и 2023 годах – по 4,5 млрд рублей до более 40,7 млрд рублей на каждый из годов. По проекту расселения из аварийного фонда в 2021 году сокращение бюджета будет на более 3,5 млрд рублей до более 31,8 млрд рублей, в 2022 году – на 61 млрд рублей до почти 50 млрд рублей. Это связано с перераспределением 50 млрд рублей из бюджета 2022 года в бюджет 2020 года для ускорения расселения аварийного жилья. Также в 2023 году бюджет программы сократят на 11,1 млрд рублей до почти 100 млрд рублей.
Жилищная госпрограмма
Финансирование государственной программы “Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ” в 2021—2022 годах сократят более чем на 119 млрд рублей.
“Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными законом № 380-ФЗ, в 2021 году уменьшены на 14 781,6 млн рублей, в 2022 году – на 104 454,6 млн рублей”, – отмечается в документе.
При этом в 2023 году планируется увеличить бюджет программы более чем на 71,4 млрд рублей. В целом бюджет программы по жилью в 2021 году составит более 229 млрд рублей, в 2022 году – более 234 млрд рублей и в 2023 году – более 305 млрд рублей.
В пояснительной записке отмечается, что, в частности, сократят бюджет на переселение из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали на 59 млн рублей в 2021 и 2022 годах, на покупку жилья военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел на 155 млн рублей в 2021 году и на почти 174 млн рублей – в 2022 году, участниками ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф на 305 млн рублей в 2021 и 2022 годах, вынужденным переселенцам – на 475,3 млн рублей в 2021 и 2022 году, выезжающим из районов Крайнего Севера – на 500,5 млн рублей – в 2021 и 2022 годах, молодым семьям – на 502,7 млн рублей в 2021 году и 504,3 млн рублей – в 2022 году.
Также планируется сократить размер субсидий для ДОМ.РФ и кредитных организаций по программе выплат многодетным семьям на погашение ипотеки в 2021 году – на более 3,3 млрд рублей и 2022 году – на 27 млрд рублей. При этом в 2023 году бюджет субсидии наоборот увеличат на более чем 23,7 млрд рублей.
Госпрограмма “Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации” призвана оказать материальную помощь на покупку жилья отдельным категориям граждан. Главным распорядителем бюджета и ответственным за исполнение программы выступает министерство строительства и ЖКХ России.
Арктика
Планируемое финансирование государственной программы “Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации” на 2021 и 2022 годы увеличено на 10,9 млрд рублей.
“Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами в 2021 году увеличены на 4 300,7 млн рублей, в 2022 году – на 6 604,4 млн рублей, в 2023 году, по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, уменьшены на 113,5 млн рублей”, – говорится в пояснении.
Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию госпрограммы в 2021 году, составят 4 млрд 444 млн рублей, в 2022 году – 6 млрд 654,4 млн рублей, в 2023 году – 6 млрд 541 млн рублей.
Уточняется, что изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы “Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации” обусловлено увеличением бюджетных ассигнований на мероприятия по научно-методическому сопровождению комплексного развития территорий Арктики в 2023 году на 1,5 млн рублей.
Кроме того, это связано с увеличением ассигнований в 2021 году на 4 млрд 309,4 млн рублей, в 2022 году на 6 млрд 514,4 млн рублей на субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат на создание и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры, на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям и газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, на возмещение недополученных российскими кредитными организациями доходов по кредитам, выданным резидентам Арктики для реализации инвестиционных проектов на ее территории, на возмещение затрат по уплате страховых взносов, возникающих у резидентов Арктической зоны Российской Федерации, а также управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития и государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктике.
Сейчас ведется работа над новыми механизмами развития Арктической зоны РФ. Утверждены основы госполитики РФ в Арктике до 2035 года. На основе стратегии разрабатывается госпрограмма развития Арктики, которая будет предусматривать конкретные шаги, в том числе по привлечению инвестиций и созданию рабочих мест. Кроме того, утверждены льготы для инвесторов, планирующих реализовать новые проекты в Арктике. Они предусматривают ряд налоговых и неналоговых преференций.
Налог на прибыль
Минфин России ожидает в 2021 году поступлений в федеральный бюджет от налогов на прибыль организаций в объеме 1,217 трлн рублей или 1,1% к ВВП, что на 23,3% больше, чем в 2020 году.
Согласно документу, в 2022 году планируется собрать 1,309 трлн рублей, или 1,2% к ВВП (на 7,5% больше, чем в 2021 году), в 2023 году – 1,394 трлн рублей, или 1,3% к ВВП (на 6,4% больше, чем в 2022 году).
Отмечается, что в 2021 году, по сравнению с уточненной оценкой 2020 года, объем поступлений увеличится на 230,2 млрд рублей (на 23,3%) на фоне восстановления экономики после снижения экономической активности в 2020 году, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции и введением на этом фоне ряда ограничительных мер. Кроме того, вносятся изменения в ряд международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения, предусматривающие взимание налогов по ставке 15% с доходов в виде дивидендов и процентов, выплачиваемых лицам, не являющимся налоговыми резидентами РФ.
Прогноз по НДФЛ
Сумма налогов на доходы физических лиц (НДФЛ) в 2021 году прогнозируется на уровне 60 млрд рублей, в 2022 году – 164,1 млрд рублей (на 104,1 млрд рублей больше, чем в 2021 году), в 2023 году – 171,5 млрд рублей (на 7,4 млрд рублей или на 4,5% больше, чем в 2022 году).
Согласно пояснительной записке, проектируются изменения в Налоговый кодекс РФ по установлению налоговой ставки по НДФЛ в размере 15% в отношении части доходов физического лица, превышающих 5 млн рублей в год. Прогноз дается с учетом поступления дополнительных доходов в федеральный бюджет.
Прогноз по НДС
В документе отмечается, что после снижения поступлений налога на добавленную стоимость (НДС) в 2020 году на фоне сокращения экономической активности, снижения объемов облагаемого импорта и предоставления отсрочек предприятиям из пострадавших отраслей, в дальнейшем ожидается восстановление налогооблагаемой базы и рост поступлений НДС.
Доходы по внутреннему и ввозному НДС в 2021 году прогнозируются в объеме 7,57 трлн рублей (на 10,7% больше, чем в 2020 году), в 2022 году – 8,27 трлн рублей (на 9,2% больше, чем в 2021 году), в 2023 году – 8,97 трлн рублей (на 8,4% больше, чем в 2022 году).
Согласно документу, при прогнозировании доходов учтено изменение законодательства, связанное с окончанием действия с 2021 года льготной 10% ставки НДС по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа и льготы по реализации и ввозу племенного скота.
Отмечается, что основными факторами увеличения поступления внутреннего НДС будет рост ВВП в номинальном выражении, изменение структуры налоговой базы, рост дополнительных поступлений в результате проводимой работы по повышению качества администрирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ. Эти факторы компенсируют снижение поступлений в результате увеличения вычетов, связанных с внешнеэкономической деятельностью, на фоне восстановления стоимостных показателей внешней торговли. При этом основными факторами увеличения поступления ввозного НДС будут рост стоимостных объемов импорта и изменение его структуры, увеличение курса доллара США, рост среднеэффективной ставки налога, повышение качества администрирования таможенных платежей и борьбы с “серыми” схемами при ввозе товаров.
Комментариев пока нет