Большая часть этих средств пришлась на закупку (около 16 тыс. процедур) софта и лицензий – 20,7 млрд рублей. Годом ранее госзаказчики провели около 12 тыс. закупок ПО и лицензий на общую сумму 14 млрд рублей.
Рост закупок “железа” (компьютерное оборудование и офисная техника) в условиях пандемии коронавируса и режима самоизоляции оказался значительно большим. Объем таких закупок вырос почти в три раза – до 13,9 млрд рублей (27,2 тыс. закупочных процедур) с 5,2 млрд рублей (24,3 тыс. процедур).
Стоит отметить, что госзаказчики при проведении таких закупок фактически не пользовались возможностью проведения закупок у единственного поставщика в условиях чрезвычайной ситуации. Общий объем “чрезвычайных закупок” составил только 1,7 млрд рублей.
Значительная часть закупок компьютерного “железа” в марте-апреле пришлась на ноутбуки, которые потребовались заказчикам для перевода своих сотрудников на удаленную работу. Это привело к массовым закупкам ноутбуков и истощению их запасов на складах системных интеграторов и дистрибьютеров, отмечали участники рынка “Интерфаксу” в конце марта. На организацию поставок новой техники, по их словам, может потребоваться 2-3 месяца.
“Из-за срочности запросов пока в основном распродаются складские запасы, но они уже заканчиваются, и у дистрибьютеров тоже, – говорил тогда “Интерфаксу” директор центра компетенции по вычислительным комплексам компании “Техносерв” Вадим Муханов. – На новые, не складские поставки в связи с ростом курсов основных валют и закрытием границ может потребоваться 2-3 месяца”.
“Склады российских дистрибуторов стремительно пустеют, а производственные и логистические циклы из Китая еще не восстановились, – добавлял исполнительный директор diHouse Андрей Тарасов (входит в группу компаний “Ланит”). – На сегодня у нас есть задержки с поставками ноутбуков и планшетов до трех месяцев. Как будет развиваться эта история дальше, целиком и полностью зависит от производителей – как быстро они смогут возобновить все процессы и обработать очереди из ранее размещенных заказов”.
В конце апреля директор по дистрибуции дивизиона “Широкопрофильная дистрибуция” компании “Мерлион” Татьяна Скокова отмечала, что спрос на компьютерную технику не снижается, закупки партнеров остаются на высоком уровне. “К самому популярному товару – ноутбукам – добавились ПК и мониторы, на них спрос существенно вырос, – отмечала она. – С середины апреля наблюдаем дефицит по ноутбукам на складах – срочно поставить товар от производителей невозможно, все производится в Китае, который выходит на нормальные мощности, но цикл от заказа на партию до появления товара на складе составляет около двух месяцев. Остальные товары пока есть на складах в достаточном количестве”.
“В целом оборудования хватает, – отмечали “Интерфаксу” в “Марвел КТ” (работает под торговой маркой “Марвел-Дистрибуция”). – Сейчас нет дефицита практически ни одной товарной категории, включая ноутбуки, на которые спрос все еще высок”. По словам сотрудников этой компании, в мае на склады прибудут новые партии техники.
Как сообщалось, в марте текущего года Минфин дал официальное разъяснение о возможности осуществления закупок у единственных поставщиков любых товаров, работ, услуг при введении режима повышенной готовности.
“При введении режима повышенной готовности в связи с распространением новой короновирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ, услуг, требуемых в связи с введением режима повышенной готовности, на основании пункта 9 части 1 статьи 93 закона “О контрактной системе” (44-ФЗ – у единственного поставщика), поскольку распространение такой новой коронавирусной инфекции является обстоятельством непреодолимой силы”, – отмечалось в письме Минфина.
Тогда же Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России (также в официальном письме) дала разъяснения в отношении госзакупок в условиях пандемии коронавируса. Из документа следует, что при рассмотрении дел в сфере госзакупок служба будет учитывать эту пандемию как обстоятельство непреодолимой силы.
Также в разъяснениях ФАС отмечалось, что закупки, направленные на профилактику, предупреждение и ликвидацию последствий распространения COVID-19 могут осуществляться у единственного поставщика – при условии наличия причинно-следственной связи цели и предмета такой закупки.
По предварительным данным “Маркера”, в апреле госзаказчики провели около 37 тыс. закупок вследствие чрезвычайной ситуации (закупки у едпоставщика) на общую сумму 75 млрд рублей.
Комментариев пока нет