О назревшей необходимости совершенствования механизмов ценообразования и формирования НМЦК при госзакупках сообщил глава Федерального казначейства Роман Артюхин. Одна из обозначенных проблем – необоснованное завышение цены госконтрактов.
«Казначейское сопровождение и госфинконтроль показывают, что резервом повышения эффективности расходов бюджетных средств является совершенствование системы ценообразования, – сказал Артюхин. – С возможным, в отдельных случаях, регулированием размера накладных расходов и предельного уровня рентабельности». По его словам, такие меры могут потребоваться, прежде всего, при закупках НИОКР, решений в сфере информационных технологий, при закупках сложного оборудования.
В данный момент вопрос определения начальной максимальной цены законодательством, по сути, не регулируется. Существуют методические рекомендации, которыми может воспользоваться заказчик при определении цены. Однако их явно недостаточно для того, чтобы избежать многочисленных нарушений и ошибок, которые совершаются в этой области.
Наиболее яркой иллюстрацией к этой проблеме до последнего момента являлись заниженные сметные цены в строительной отрасли, не совпадающие с рынком. Это приводит к тому, что на торгах зачастую выигрывают компании, заведомо не способные выполнить контракт, либо к тому, что происходит передача выполнения контракта субподрядным организациям в виде ИП с последующим понижением качества работ, затягиванием сроков и т.п. Это особенно больно бьет по строительству в рамках национальных проектов.
На вопрос «Цифровых Закупок» о регулировании сметных цен ответила руководитель департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина России Татьяна Демидова
– Есть ли у Минфина инструменты влияния на цены работ и услуг, которые указываются в проектной документации? Практика показывает, что чем ниже закладываются цены в сметах, тем больше возможностей у недобросовестных поставщиков экономить на качестве работ…
– Что касается осмечивания строительных контрактов, – это вопрос, лежащий вне области 44-ФЗ. Соответствующая тематика полностью регулируется градостроительным законодательством. Есть акты Правительства по развитию соответствующих норм градостроительного кодекса, есть порядок формирования проектно-сметной документации. В настоящее время Минстроем проводится работа по обновлению всего механизма: сметных нормативов, формулировок градостроительного кодекса. Вопрос с ценами в строительных сметах достаточно спорный. Если вы посмотрите на доклады Счетной палаты, там неоднократно фиксировались факты, когда смета значительно принижает реальную себестоимость. В ряде случаев реальная стоимость объекта превышает сметную практически в два раза.
Возможно, «актуализация» сметных расценок, проводимая в данный момент Минстроем, поможет исправить ситуацию. В феврале министерство утвердило порядок определения НМЦК при осуществлении закупок работ и услуг в сфере градостроительной деятельности. По последним данным ведомства: сметные цены для государственных строек в трети регионов выросли почти на 15%, приблизившись к реальной себестоимости. Перерасчет сметных цен для остальных регионов должен быть завершен в марте. Это позитивно скажется на стройках в рамках национальных проектов. Сейчас на многих объектах наблюдаются провалы по срокам и качеству работ.
«На мой взгляд, ключевая проблема, с которой сейчас сталкивается система закупок – это определение начальной максимальной цены контракта, – комментирует заместитель министра финансов Алексей Лавров. – Есть несколько подходов к решению этой проблемы. Главный вопрос – какая цена является приемлемой для рынка? Изначально заниженная цена, естественно, приводит к большому количеству несостоявшихся торгов. Завышенная цена также имеет свои минусы. Конечно, при достаточном уровне конкуренции она приближается к рыночной, но включаются разнообразные инструменты ограничения доступа для игроков.<…> Так называемые «контракты под ключ» – это инструмент, который позволит оставаться в ценовых рамках, устраивающих всех. Для достижения более качественного результата мы предлагаем распространить возможность заключения контракта «под ключ» (проектирование, строительство, монтаж оборудования в одном пакете).
По мнению замминистра финансов Алексея Лаврова, контракты «под ключ» снизят остроту проблемы, как минимум для строительной отрасли. Для всех остальных случаев, кроме строительства, Минфин предлагает развивать Каталог товаров, работ, услуг с одновременным совершенствованием методов определения начальной максимальной цены контракта.
Со стороны самих подрядчиков, в свою очередь, звучат интересные предложения по улучшению делового климата. Например, аккумулировать все планы государственных строек в единый банк проектов на пятилетку вперед с открытым доступом и разбивкой по регионам. Любой строитель сможет набросать себе примерный план, в каких тендерах хотел бы поучаствовать.
Автор Андрей Троянский
Комментариев пока нет