Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Кредитный голод – инновационный недокорм

Почему hi-tech-компаниям легче получить кредит за границей, чем в России
Кредитный голод – инновационный недокорм
Теги: #кредитование

Главная проблема кредитования – это отсутствие у инновационного бизнеса залога. Идеальным залогом для банка является недвижимость.

Однако у компаний, которые занимаются инновационным производством, может не быть недвижимости, особенно если это не корпорации, а небольшие стартапы, или, к примеру, они могут предложить под залог собственность иного типа. Однако банки такой залог не устраивает. Из-за этого возникают проблемы даже с получением банковских гарантий по исполнению госзаказа. Вот непридуманная история из реальной жизни.

«У нас были крупные госконтракты – на миллионы долларов, и мы не могли получить банковские гарантии, потому что банки относятся к ним так же, как к выдаче кредита, – описывает ситуацию представитель одной из российских фирм, занимающихся IT-разработками. – Они крайне неохотно кредитуют инновационные компании, потому что считают их рискованными. Мы обращались в десяток крупнейших банков и так и не смогли получить крупные банковские гарантии».

Казалось бы, действенной поддержкой в получении финансирования по госпрограммам для растущих инновационных производств должна быть специально созданная для этих целей корпорация МСП (акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства») и МСП-банк, признанный кредитовать малый и средний бизнес. Однако в программах для инновационных предприятий подразумевают достаточно жесткие критерии отбора.

«Например, стартап в их понимании — это компания, зарегистрированная не ранее чем 3 года назад, поэтому мы не смогли воспользоваться специальными условиями для стартапов. Другая программа рассчитана на быстрорастущие высокотехнологичные компании: нужно обязательно показывать определенные проценты роста ежегодно. А у нас один год не росли продажи так, как нужно было, потому что мы плотно занимались исследованиями и разработками, – описывает ситуацию директор одного из инновационных стартапов. – В эту программу мы тоже не попали. Стали делать попытки получить кредит на пополнение оборотных средств, и на сегодня мы исписали тонны бумаги, но кредита так и не получили. Несмотря на то что подготовкой заявок у нас занимается отдельно выделенный человек и ему помогает еще один специалист финансового отдела, каждый раз находится что-то, что мы сделали не так».

В проектном офисе НТИ, который предоставляет возможность получить кредит с субсидированием процентной ставки, куда компания также обратилась за поддержкой, тянут сроки. Со времени подачи заявки прошло два года, сменились две команды внутри банка. Кроме того, заявителю изначально дали понять, что будут рассматривать возможность кредитования, исходя из собственных требований, а не ожиданий проектного офиса НТИ.

А вот история той же российской компании с более оптимистичным развитием, которая говорит о том, что получить кредит «за морем» значительно проще, чем на родной земле.

В 2019 году компания выиграла конкурс правительства Японии «Fukuoka Startup Day» и от администрации японского города Фукуока получила субсидию на открытие офиса, аренду жилья, а также льготную процентную ставку на привлечение кредитных средств от японских банков. Стандартная процентная ставка в Японии составляет 3% годовых, льготная — 1,3%, что на порядок меньше, чем в российских банках. Вместо того, чтобы бесконечно бороться за получение кредитов по госпрограммам в России, гораздо проще получать займы в других странах.

По свидетельству аналогичных российских компаний IT-сектора, европейские банки готовы кредитовать под 2–3% годовых в евро. В России льготная ставка кредитования по госпрограммам составляет порядка 6–7%, а вне госпрограмм бизнес кредитуется под реальную эффективную ставку 20–40% годовых!

Довольно прискорбные данные, учитывая грандиозные амбиции страны в области цифровизации, строительства шестого технологического уклада и импортозамещения.

Поддержка инновационных продуктов в лучшем случае ограничивается умными советами по менеджменту и прочими услугами по так называемой акселерации. Приведем еще одно живое свидетельство от представителей реального бизнеса. Оно грубое, но достаточно точное и наболевшее, поэтому лексику мы решили сохранить для яркости цитаты и понимания глубины проблемы:

«В этих акселераторах сидят всякие дегенераты, которые в жизни не имели ни одного бизнеса, равно как не являются специалистами в предметных областях, но зато научились играть в маркетинг и тимбилдинг. Есть, конечно, конторы, которые при всей их тупости все-таки что-то выдают. Но там другая проблема: средства тебе дают через полгода и под жесточайшие ограничения, а отписываться по ним нужно начинать сразу же. А отчетность там – тонна бумаги».

Итак, оказывается, что, имея стоящий продукт, отечественной инновационной компании сегодня проще уехать из страны и продаться за рубеж. Вне всяких сомнений, там тоже есть большие проблемы с соблюдением прав российских стартапов. Но начать российскому бизнесу явно проще там. Страна теряет интеллектуальный ресурс, а экономика недополучает свежие идеи.

По материалам: 

17 февраля 2020, 17:31
583
Теги: #кредитование

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.