Одной из актуальных проблем в сфере закупок, и это хорошо известно всем участникам закупок, остаются сроки. Особенно остро этот вопрос встает в процессе реализации госпрограмм и нацпроектов.
В марте 2019 года спикер Госдумы Вячеслав Володин поручил создать рабочую группу для проработки изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее 44-ФЗ).
– Мы увидели, что есть проблемы и вопросы в реализации 44-го Федерального закона по конкурсным процедурам. И в этой связи у нас есть договоренность с Правительством параллельным курсом изучить эти темы – в первую очередь временные рамки проведения конкурсных процедур, – сказал Вячеслав Володин на пленарном заседании нижней палаты.
Действующие нормы 44-ФЗ, по словам спикера, могут создавать проблемы в скорейшей реализации регионами госпрограмм, нацпроектов.
Спикер также отметил, что «у нас время реализации, особенно в строительстве, проектов в течение года не такое большое из-за наших природно-климатических условий: в среднем это полгода, а есть регионы, где еще меньше».
– Когда конкурсные процедуры в течение полутора месяцев проводятся, а затем еще по какой-то причине они откладываются, и вновь идет их перезапуск, это значит – потеря инвестиций либо очковтирательство, и большие претензии к тем, кто реализовал эти проекты, – сказал Вячеслав Володин.
– Были даны поручения Минфину совместно с Федеральным казначейством и другими заинтересованными ведомствами начать проработку вопроса кардинального упрощения процедур, действующих в рамках закупочного законодательства, – сообщил пресс-секретарь первого вице-премьера – Министра финансов Антона Силуанова – Алексей Лавров журналистам.
Поручения были выполнены. В мае 2019 года в 44-ФЗ были внесены изменения в части корректировки сроков. Были пересмотрены и изменены сроки подачи заявок на электронные процедуры, рассмотрения заявок участников, проведения электронных процедур. Все эти изменения, безусловно, ускорили процесс закупок, но своей актуальности вопрос сроков в закупках не потерял.
Стоит отметить, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса и Бюджетного кодекса РФ и состоит из самого 44-ФЗ и других федеральных законов. Иными словами, регулирование закупочной деятельности осуществляется нормативно-правовыми актами совокупно.
Одним из инструментов регулирования соблюдения норм действующего законодательства в 44-ФЗ являются решения судебных органов.
При этом сроки обращения в судебные органы, как и сроки рассмотрения таких обращений, 44-ФЗ не регулируются.
Частью 1 ст. 152 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (далее АПК РФ) предусмотрено: «Дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу, если настоящим Кодексом не установлено иное».
Частью 2 ст. 152 АПК РФ предусмотрено: «Срок, установленный частью 1 настоящей статьи, может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса».
При этом в обязательном порядке должен быть соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора, который тоже предусматривает обязательное соблюдение установленных сроков.
Вот примеры таких сроков:
Ситуация | Норма закона | Срок ответа на претензию | Рассмотрение споров в суде в соответствии с АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ |
Споры при заключении договора в обязательном порядке | п. 1 ст. 445 Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ | 30 дней | АПК РФ, ГПК РФ |
Споры при изменении, расторжении договора | п. 2 ст. 452 Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ | 30 дней | АПК РФ, ГПК РФ |
Споры при расторжении договора аренды | ч. 3 ст. 619 Гражданского кодекса РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ | Разумный срок | АПК РФ, ГПК РФ |
Споры при заключении государственного или муниципального контракта | п. 3 ст. 528 Гражданского кодекса РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ | 30 дней | АПК РФ |
Споры при заключении договора поставки для государственных или муниципальных нужд | п. 4 ст. 529 Гражданского кодекса РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ | 30 дней | АПК РФ |
Споры, вытекающие из авиаперевозок груза, почты | п. 3 ст. 124 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ | 30 дней | АПК РФ, ГПК РФ |
Споры, вытекающие из ж/д перевозок груза | ст. 120 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» | 30 дней | АПК РФ, ГПК РФ |
Споры, вытекающие из перевозок пассажиров, груза автотранспортом | ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» | 30 дней | АПК РФ, ГПК РФ |
Споры, вытекающие из-за перевозок груза морским транспортом | п. 1 ст. 403 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ | 30 дней | АПК РФ |
Споры, вытекающие из перевозок внутренним водным транспортом | п. 1 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ | 30 дней | АПК РФ, ГПК РФ |
Споры, вытекающие из договора об оказании услуг связи | п. 4 ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» | 30 дней | АПК РФ, ГПК РФ |
ч. 7 ст. 37 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» | по почтовым отправлениям в пределах одного населенного пункта – 5 дней по остальным – 30 дней | АПК РФ, ГПК РФ |
Таким образом, учитывая загруженность судов, очередность рассмотрения дел, сроки изготовления решения суда, срок вступления его в законную силу (ч. 1 ст. 180 АПК РФ «Решение арбитражного суда первой инстанции, за исключением решений, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции»), становится очевидным, что проблема сроков в сфере закупок, «сокрыта» не только в 44-ФЗ.
Вот и получается, что к моменту, когда нарушенные права судебным решением восстановлены, вопрос может потерять свою актуальность. А судебное разбирательство между заказчиком и поставщиком товаров, работ, услуг, длящееся месяцами, а иногда годами, не позволяет заказчику обеспечить своевременно свои нужды, выполнить госпрограмму или нацпроект, а поставщику получить деньги за поставленный товар, выполненную работу или оказанную услугу, вернуть обеспечение контракта и так далее.
Стоит обратить внимание на тот факт, что АПК РФ предусмотрены особые сроки рассмотрения отдельной категории дел. В частности, ч. 1 ст. 152 АПК РФ предусмотрено: «Дело по спору о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами, должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу».
Учитывая особую значимость рассматриваемого вопроса, подчеркивание его важности как непосредственными участниками закупок (заказчики, поставщики товаров работ, услуг), так и органами государственной власти, возникает необходимость выделения указанных дел в отдельную категорию, пересмотр претензионного порядка урегулирования спора, установление специального срока рассмотрения судами дел по спорам, возникшим в процессе осуществления закупок в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Данное обстоятельство может привести к общему сокращению сроков рассмотрения дел в судах, что особенно важно в условиях сжатых сроков реализации национальных проектов и государственных программ.
Автор: Светлана Попова
Комментариев пока нет